Характеристика групповых процессов
Коммуникации в группе напрямую связаны с динамикой групповых процессов. Любая группа имеет свои групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.
Система "групповых ожиданий" – важная составляющая характеристики положения индивида в группе. Каждый член группы воспринимается и оценивается другими ее членами. От каждой позиции, каждой роли ожидается качественное выполнение ряда функций. Таким образом группа контролирует деятельность своих членов через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли. В отдельных случаях может быть рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого- либо се члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для определения системы ожиданий в группе существуют два очень важных образования – групповые нормы и групповые санкции[1].
Групповые нормы. Все групповые нормы представляют собой набор правил, выработанных и принятых группой. Они являются социальными нормами, и поведение членов группы должно им подчиняться, чтобы была возможна их совместная деятельность. Таким образом, нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.
Нормы группы напрямую связаны с ее ценностями, поскольку любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений[2]. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Принятие или отвержение групповых норм и правил характеризует взаимоотношения индивида с группой. Более точно эти взаимоотношения можно понять, если определить, какие нормы группы индивид принимает, какие отвергает и почему он так поступает. Особенно важно это в ситуациях, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Актуален также вопрос границ принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и "личностные" нормы.
Групповые нормы – определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Группа может воздействовать на своих членов в форме поощрения или закрепления желаемых форм поведения. Группа поощряет тех членов, которые соблюдают принятые в ней нормы и правила: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. При необходимости воспитательного влияния на членов группы, не выполняющих групповые нормы и правила, группа использует такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и пр.
Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений для них важны, новый член группы встает перед выбором – принять или отвергнуть данные нормы, правила и ценности. Возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:
1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;
3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу – не такой как все);
4) свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.
Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы, – либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной группе. При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе – либо в рядах "законопослушных", либо в рядах "козлов отпущения", "бунтарей".
Как показывают исследования, вынужденное принятие человеком норм группы под угрозой санкций или лишения своего устойчивого положения в ней очень распространено. Данное явление называется конформизм и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.
Групповые санкции служат механизмом, при помощи которого группа заставляет своего члена следовать групповым нормам. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные (основанные на отношении с точки зрения позитива или негатива). Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение групповых норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как ОГЛАВЛЕНИЕ санкций соотнесено с ОГЛАВЛЕНИЕм норм, а последние обусловлены свойствами группы.
Конформизм – подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы.
Обычно различают два вида конформизма:
1) внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь "для формы", а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;
2) внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою очередь внутренний конформизм предполагает две линии поведения: некритическое принятие мнения большинства и сознательное признание личностью норм и стандартов группы.
Конформизм проявляется, когда человек предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. Причем необходимо разделять конформизм (или социальное приспособленчество) и конформность (черта личности, склонность индивида разрешать конфликт в пользу группы, когда человек убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы).
Уровень конформности личности зависит:
• от значимости для него высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности);
• авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов группы;
• количества членов группы, поддерживающих ту или иную позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство и оно единодушно в своих убеждениях;
• возраста и пола человека. Так, женщины более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые. Хотя, если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм – в общении со взрослыми.
Референтная группа – реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет.
Группа членства – антипод референтной группы. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.
Таким образом, конформность служит важным механизмом поддержания целостности группы, группового постоянства в уровнях изменения и развития группы.
Основой межличностных отношений в группе выступает, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы.
Привлекательность – важный фактор человеческих взаимоотношений, во многом определяющий характер общения и успешность совместной деятельности. Чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Однако было бы неправильно думать, что вне взаимного притяжения невозможны ни нормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано эго с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения.
Как показали исследования, удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться совместимостью партнеров, которая вызывает межличностную привлекательность, и срабатываемостью, которая рождает удовлетворенность результатами совместной деятельности.
Межличностная совместимость – сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.
Структурная совместимость – совместимость темперамента, характера и других личностных качеств партнеров. Причем если в отношении двух первых составляющих подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств экспериментально подтверждена противоположная идея – сходства и близости. Иначе говоря, совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняющими свойствами темперамента и характера (сангвиник/ меланхолик, холерик/флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и пр.).
Функционально-ролевая совместимость – соответствие представлений партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от других в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.
Срабатываемость – еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, позволяющий добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это скорее результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достичь высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождающий хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.
В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты (их мы подробно рассмотрим далее).
Сплочение группы – процесс, сопровождающий группу на всех этапах се развития. Он заключается в формировании неповторимого типа связей в группе, которые помогают превратить формальную структуру, задаваемую извне, в психологическое сообщество. Сплоченность проявляется по-разному. Это может быть и эмоциональная притягательность, и взаимопривязанность членов группы, и стремление их к сохранению своего группового членства, и единство ценностей и целей участников группы.
Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Примером этому могут служить подростковые группы, стремящиеся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.