Лекция 3. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В ПОИСКАХ СМЫСЛА
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• что знание существует во множестве вариантов;
• уровни научного познания объективной и субъективной реальности;
уметь
• различать рациональное и иррациональное в человеческой деятельности;
• классифицировать мировоззренческие картины мира;
владеть
• навыками работы с гуманитарным знанием.
Многообразие форм человеческого знания
От чего люди боготворят знание? Почему они придают такое значение зазубриванию формул, законов, дат? Разве нельзя прожить без всевозможных открытий и изобретений? Разве мир рухнет, если не будет обозначен на доске физический закон? Что заставляет нас так благоговейно ценить знание?
Мощная тяга к знанию – исключительно человеческая потребность. Любое живое существо на земле принимает мир таким, какой он есть. Только человек пытается понять, как мир устроен, какие законы им управляют, что определяет его динамику. Зачем человеку это нужно? Ответить на данный вопрос непросто. Иногда говорят, что знание помогает человеку выжить. Но это не совсем так, ведь именно знание способно повести человека к гибели. Не случайно Экклезиаст учит нас: многознание умножает скорбь.
Тем не менее древний человек обнаружил в себе могучее желание проникнуть в тайны Вселенной, понять ее секреты, ощутить законы универсума. Это стремление все глубже проникало в человека, все более и более захватывало его. В этом неодолимом устремлении к знанию отразилась человеческая природа. Казалось бы, зачем конкретному индивиду знать, есть ли жизнь на других планетах, как развертывается история, можно ли отыскать мельчайшую единицу материи, в чем загадка живого мыслящего вещества. Однако, вкусив плодов знания, человек уже более не может отказаться от них. Напротив, он готов ради истины взойти на костер.
Мы поднимаемся по темной лестнице познания, постепенно освещая каждую новую ступень. Формы познания разнообразны. Наука родилась не сразу. Сначала человек использовал иные формы постижения реальности. Однако можно ли без науки попять что-нибудь в тайнах универсума? Безусловно, речь идет не только о практических навыках, которые содержат в себе крупицы знания.
Магия, мифотворчество – это древнейшие донаучные формы постижения мира. С помощью мифа наши далекие предки пытались организовать накопленный опыт жизни. Они верили, что все восходит к богам, всюду проявляются их силы – в броске копья, в разыгравшемся ветре и шторме, в движении туч, небесных тел, в смене времен года, во вторжении врагов, в возникновении болезни или страдания. Боги научили людей выращивать урожай, выделывать шерсть, приручать лошадей.
Знание существует во множестве вариантов. Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу, когда испытывает жуткие муки одиночества, страх перед смертью, напряжение духовной жизни. Мистика чарует возможностями глубинного, обостренного богообщения и дарит надежду на чудо. Наука демонстрирует неоспоримые успехи познающего ума. Будучи опорой цивилизаций, она не только разъясняет одухотворяющие истины, но и обустраивает людей, продлевает им жизнь.
Зачатки науки появились еще в Древнем Китае и Древней Индии. Почти все естественные науки вышли из мифологии. Прежде чем родилась астрономия, существовала астрология, объектом изучения которой было расположение звезд. Древние астрологи обожествляли планеты и небесные тела. Уже во времена вавилонской астрологии были открыты некоторые закономерности в движении звезд, которые потом вошли в астрономию.
Однако не всякие практические науки и не любые знания можно назвать наукой. Паука – это не просто перечень наблюдений над природой. Она возникает только тогда, когда осознаются универсальные связи между явлениями природы. Наука как область культуры родилась, по мнению многих философов, в античной Греции. Что же отличает науку как особый тип постижения реальности от других ее типов? Особенность науки заключается прежде всего в том, что человек стал задумываться над общими вопросами мироздания, далеко не всегда полезными в повседневной практической жизни.
Практический навык сопряжен с конкретной жизненной ситуацией, когда, например, нужно проявить сноровку для строительства жилья, организации охоты или проведения какого-нибудь ритуала. Другое дело паука. Здесь далеко не всегда человек задумывается над тем, что непосредственно связано с сиюминутными потребностями. Скажем, первобытный охотник ударил камнем по другому камню. Неожиданно появились искры, от которых загорелись сухие ветви. Пусть полыхает костер! От него идет тепло, можно согреть пищу, хочется вознести молитву духу покровителю. Все радуются пламени. Однако почему появилась искра? Что такое огонь? Как он возникает и почему угасает, если не бросать в него хворост?
По выражению Э. Кассирера, наука – последняя ступень в умственном развитии человека; ее можно назвать высшим и наиболее специфичным достижением человеческой культуры[1].
Важным источником знания является философия, которую иногда называют высшей мудростью. Многое из того, что нас окружает, мы впускаем в собственную душу безотчетно, без критической оценки. Мы принимаем окружающий мир, не задумываясь о его природе. Мы стараемся жить проего, не испытывая потребности в последовательном размышлении. Груз постоянного раздумья кажется нам непереносимым. Но человеку присуще и иное состояние. Он открывает в себе способность продвигаться к одухотворяющей истине, открывать тайны реальности, чувствовать тончайшие различия в проверке мысли.
Как отмечает немецкий философ В. Виндельбанд, названия имеют свою судьбу, однако редкое из них имело судьбу столь странную, как слово "философия". Если мы обратимся к истории с вопросом, что, собственно, есть философия, и справимся у людей, которых называли и теперь еще называют философами, об их воззрениях на предмет их занятий, то получим разнообразные и бесконечно далеко отстоящие друг от друга ответы. В. Виндельбанд считает, что "попытка выразить это пестрое многообразие в одной простой формуле и подвести всю эту неопределенную массу явлений под единое понятие окажется делом безнадежным"[2].
В чем же трудность истолкования этого слова? Почему едва ли не каждый крупный мыслитель среди своих сочинений непременно имеет работу, специально посвященную тому, как он понимает философию? Идут бесконечные споры о том, что является философией и в чем специфика знания, которое она содержит. Философия – одна из неотъемлемых форм культурного бытия человека. В любую эпоху, на разных материках рождались мудрецы, которые задумывались над тайнами мира. Не было эпохи, когда философия исчезала бы. Она, по-видимому, никогда и не прекратит своего существования, пока жив человек. Это глубинная, неискоренимая потребность людей, которые будут вечно стремиться к постижению секретов природы, человеческого духа, божественных тайн.
Существует также и житейское, обыденное, практическое знание. Оно рождается в глубинах жизни. Когда мы обращаемся к конкретной эпохе, нам крайне важно знать, какие ценности разделяли люди того времени, какую носили одежду, какой утварью пользовались, каковы были их привычки. Несколько десятилетий назад мы крайне пренебрежительно относились к обыденному сознанию. Оно третировалось как ненаучное, убогое, привязанное к ложным житейским представлениям. Однако в обыденном сознании тоже содержатся и некоторые резоны, и крупицы знания, и здравый смысл[3]. Повседневный опыт многообразен. Он включает в себя социальный опыт, жизненную практику, здравый смысл. Последний может противостоять идеологическим формулам политиков, которые выступают от имени "современного научного знания", преследуя манипуляторские цели.
Педагогика и психология опираются на неисчерпаемый потенциал универсального и многообразного знания.