Гуманистический взгляд
В начале XX в. В. Штерн разработал систему критического персонализма.
Личность – целостность, обладающая поверхностными и глубинными слоями. Поверхностные слои личности обращены к миру, глубинные образуют специфическое образование – "Я". О личности нельзя судить по отдельному показателю, необходима полисимптоматика.
Персоналистический подход распространяется на все психические явления: мышление, память, внимание, воображение, чувства.
Ученики Штерна были развеяны войной по всему миру, и эта школа не получила развития. Однако его вклад был по достоинству оценен (см., например, Allport, 1961).
Три направления в психологии
Бихевиоризм ассоциирован с такими понятиями, как объективный, экспериментальный, безличный, логикопозитивистский, операциональный, лабораторный.
Психоанализ – с понятиями фрейдистский, неофрейдистский, эго-психология, ид-психология, динамическая психология, инстинктивный, психология бессознательного.
Гуманистическая психология связана с такими понятиями, как феноменология, экзистенциализм, самоактуализация, Я-геория, внутренний опыт, существование и становление.
Эти три направления характеризуются разными способами познания.
Первый способ – выдвижение гипотезы и ее проверка на основе внутреннего опыта.
Второй способ – выдвижение гипотезы, ее эмпирическая проверка, согласование с результатами других ученых.
Третий способ, по К. Роджерсу – "межличностное познание", основанное на эмпатии исследование событий, совершающихся внутри человека. Путь такого познания двойной:
а) подтверждение правильности гипотезы самим клиентом;
б) подтверждение гипотезы объективными методами.
Использование только одного способа чревато серьезными ошибками.
Актуализация и самоактуализация
В основе самоактуализации посвящение жизни Б-ценностям (бытийным ценностям) – предельным ценностям, которые не могут быть сведены к чему-то более высокому.
Их четырнадцать: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность, целостность, живость, уникальность, порядок и ряд других.
Все другие ценности получили наименование Д-ценности (дефицитарные ценности), переживаемые как потребности в еде, воде и т.п.
Присвоенные человеком Б-ценности становятся его потребностями, которые Маслоу назвал метапотребностями.
Подавление метапотребностей он назвал метапатологиями – заболеваниями души, состоящими в потере доверия к миру и людям.
Метапотребности живут в каждом человеке, и роль консультанта состоит в том, чтобы помочь людям осознать с вой метапотребности.
Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью. Это момент, когда "Я" реализует самое себя.
Самоактуализации часто препятствует такая защита как деритуализация, состоящая в отказе от Б-ценностей. На этом часто строится конфликт поколений. Деритуализации важно противопоставить реритуализацию – появление возможности снова увидеть святое, вечное и символическое.
Удовлетворенность жизнью
Удовлетворенность жизнью является очень важной психологической составляющей, достижение которой у сотрудников организации может считаться одной из целей усилий руководителя.
Конечно, некоторые руководители могут возразить, что достижение всеобщего удовлетворения – это не их задача. В таких случаях дополнительные усилия могут быть направлены на доказательство того, что именно доброе психологическое самочувствие является одной из ведущих причин повышения эффективности на работе и в конечном счете повышения прибыли организации.
Удовлетворенность жизнью является отражением персональной оценки клиентом собственного благосостояния и качества жизни, опирающейся на субъективно избранные им критерии.
В нескольких исследованиях обнаружена связь удовлетворенности жизнью и психологической реактивности, уровня самооценки, религиозности, внутреннего локуса контроля. Обнаружены также обратно пропорциональные отношения между удовлетворенностью жизнью и уровнем депрессии.
Раздражение оказывает противоречивое влияние на удовлетворенность жизнью. С одной стороны, оно может выполнять адаптационные, катарсические и энергетизирующие функции. С другой стороны, раздражение может вести к неэффективным тратам энергии.
Хонг и Гианнакопулос (Hong & Giannakopoulos, 1994) провели интегративное исследование, целью которого являлось определение весового влияния каждой из вышеназванных характеристик на удовлетворенность жизнью. Исследование было проведено с помощью тестирования 1700 человек семью разными тестами. В результате появилось уравнение множественной регрессии, отражающее парциальное влияние основных психологических характеристик на уровень удовлетворенности жизнью:
Удовлетворенность жизнью = К + 0,462 (уровень самооценки)* – 0,312 (уровень депрессии)* – 0,243 (раздражение)* + 0,235 (внутренний локус контроля)* + 0,116 (религиозность) + 0,108 (возраст) + 0,038 (реактивность).
* Факторы, оказывающие статистически значимое влияние.
Результаты исследования показывают, что усилия менеджера по повышению удовлетворенности жизнью у сотрудников могут быть направлены в первую очередь на работу с четырьмя психологическими характеристиками: уровнем самооценки, снижением депрессии и раздражения и формированием внутреннего локуса контроля.