Гуманистическая теория В. фон Гумбольдта

Вильгельм фон Гумбольдт известен как реформатор системы образования в Пруссии. При этом он в значительной степени ориентировался на педагогику Песталоцци. Но, разумеется, как теоретик образования он внес и собственный вклад в педагогику. Уже в 25-летнем возрасте, еще до знакомства с идеями Песталоцци, он высказывал важные идеи относительно содержания образования, полагая, что оно должно быть основательным, всесторонним, ориентированным на высочайшие образцы истинности и добродетели, для чего оно должно обладать известными чертами автономности. Недопустимо, например, видеть в школе по преимуществу институт по подготовке к будущей профессиональной деятельности. Особенно опасно подчинять сферу образования деятельности государства, что неизбежно приводит к его ограничению. Указанный круг идей сложился у фон Гумбольдта не без влияния Канта и Фихте.

Фон Гумбольдт получил возможность осуществления своих идей, став в 1809 г. директором по делам культуры и образования министерства внутренних дел Пруссии. На этом посту он пробыл всего лишь 13 месяцев, но успел себя зарекомендовать в качестве чрезвычайно энергичного реформатора. Он с одинаковым рвением стремился реформировать и начальную (опираясь на наследие Песталоцци), и народную школу, и гимназии, и университеты. Сфера образования была для него целостной системой, включающей как начальные школы, так и университеты. Фон Гумбольдта особенно беспокоило ограничение деятельности преподавателей, прежде всего профессоров, ориентирами, не совместимыми с назначением образования[1]. Он стремился найти "золотую середину" между двумя силами – государством с одной стороны и коллективом преподавателей – с другой. Государство финансирует учебные заведения, но не вмешивается в их внутреннюю жизнь. Тем не менее профессора должны назначаться государством, т.е. являться государственными чиновниками. Такая мера должна была освободить профессоров от направленных против них санкций уже внутри университетов.

Став организатором Берлинского университета, фон Гумбольдт настаивал на единстве образовательной и научно-исследовательской работы, утверждая решающее значение второй. Университет – это содружество студентов и преподавателей, ведущих совместную научную работу. Указанное требование трудно осуществить в условиях массового университетского образования. Тем не менее очевидно, что без него университет превращается в заурядное предприятие.

В своих представлениях об образовании и его целях фон Гумбольдт явно исходил из философских идей, понимаемых в контексте языкознания. Резонно вспомнить в связи с этим, что именно В. фон Гумбольдт стал основателем общего языкознания. Высшими авторитетами для него были философы и филологи. Одним из его консультантов был знаменитый герменевт Р. Шлейермахер. Интерес фон Гумбольдта к языкознанию обусловил его отчетливую культурологическую ориентацию с преобладанием гуманитарного акцента. Он был явно нацелен на возрождение традиции, идущей от античной философии и культуры. Язык литературных произведений признавался им главной формой познания. На первый план выходила эстетика.

Безусловно, философская основательность воззрений фон Гумбольдта способствовала долговременному успеху осуществленной им образовательной реформы. От имени узко понятого буржуазного меркантилизма и практицизма новые гуманитарные идеалы не могли быть опровергнуты. Тем не менее новый подход в образовании подвергался резкой критики. Прежде всего, фон Гумбольдта обвиняли в отсутствии учета особенностей Пруссии, в спекулятивных идеалах, далеких от запросов жизни. Сам фон Гумбольдт обвинялся в аристократизме и самолюбии. Доля истины в этой критике содержалась. Фон Гумбольдт действительно не справлялся с проблемой сочетания общего и специфического. Сказывалось недостаточное развитие наук, что приводило к чрезмерному акценту на философии.

Выводы

1. В. фон Гумбольдт в самом начале XIX в. сумел развить в образовании вариант неогуманитарного подхода с культурологическим акцентом.

2. Он плодотворно реализовал союз педагогики с философией.

3. На всем его педагогическом творчестве лежит печать поверхностного представления о негуманитарных науках.