Гуманистическая концепция бытия как ценностное, мировоззренческое и психотехническое средство

Гуманистическая концепция бытия делает акцент на необходимости и возможности развития человека на протяжении всей его жизни. Она рассматривает каждого человека как имеющего собственный уникальный потенциал развития, собственную миссию на Земле, представляющего безусловную ценность для окружающих. В свете этого психологу необходимо иметь некий идеальный эталон развивающегося человека, понимать, какие социальные факторы могут представлять угрозу развитию, уметь перевести трудную ситуацию клиента в развивающую, делающую его сильнее и богаче.

Последнее положение нередко вызывает удивление. Однако сегодня появились исследования, рассматривающие трудную ситуацию как катализатор личностного роста. Р. Эммонс в связи с этой темой описывает результаты исследований, которые позволили сформулировать концептуальный подход для понимания процессов, ведущих к позитивным последствиям жизненных трудностей. В этих исследованиях были выделены три типа позитивных результатов - увеличение социальных ресурсов, в том числе углубление эмоциональных контактов, увеличение личных ресурсов (уверенности в себе, позитивные изменения в целях и ценностях) и увеличение навыков самообладания, включая саморегуляцию эмоций.

Рассмотрим последовательно вопросы об эталоне, социальных факторах, затрудняющих развитие, актуализации у клиента качеств, способствующих развитию, а также о необходимых в свете гуманистической концепции качествах психолога.

Начнем с обсуждения эталона. Человек любой культуры призван развиваться гармонично в течение всей его жизни. Кто же такой гармонично развивающийся человек? Гармонично развивающийся человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и продолжается до последних дней жизни. Оно осуществляется в рамках, принятых данной культурой и обществом. И, конечно, такой человек сможет успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т.е. будет адаптирован к окружению и будет в силах творчески изменять его.

Исходя из этого, можно сказать, что гармоническое развитие - это наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом, возможность преодолевать жизненные трудности и использовать это для своего развития, наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности, сформированность основных возрастных новообразований, возможность полноценного функционирования, т.е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Таким образом, обобщенная модель гармонического развития должна включать аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями "Я" самого человека и "Я" других людей. Он предполагает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, единство со всей полнотой мира. Из этого вытекает наличие позитивного образа "Я", т.е. абсолютного принятия человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также и других людей независимо от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. и вытекающее их этого глубокое убеждение в ценности человеческой жизни - как своей, так и чужой. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое "темное начало" и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих "светлое начало", даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим "светлым началом" и дать право на существование "темному началу" в другом так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствуют умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т.е. потребности в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится "автором собственной биографии".

Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном, физическом, которая вписывается в границы нормы, присущей для данных исторических и культурных условий и не создаст предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.

Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях. При этом он предполагает приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые в свою очередь являются частью общечеловеческих знаний. Это означает, что у человека присутствует мультикультурная социальная компетентность, т.е. умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними.

Понятно, что представленный образ гармонического развития человека можно рассматривать как идеальный эталон. И его достижение в современной жизни бывает достаточно трудным, поскольку на развитие человека влияет такое сильное, но внешне незаметное социальное явление, как негативное внушение. Рассмотрим его подробнее и подумаем, какое качество необходимо актуализировать у человека, чтобы ему противодействовать. "Ты не думаешь обо мне", "Ты ничего не добьешься и будешь улицы подметать" - эти и похожие слова нередко слышат наши дети от родителей. В школе к этому добавляется: "Ты не стараешься, не учишься, нарушаешь, мешаешь...". И ребенок вскоре уже не сомневается в том, что он неумеха, который в жизни ничего не сможет добиться. Взрослые оказываются не в лучшей ситуации: кризис, свиной грипп, марлевые повязки - вызывают у них тревожные ассоциации. Реклама лекарств заставляет искать у себя всевозможные болезни. А страницы газет, переполненные сообщениями о пожарах и стихийных бедствиях, непорядках в медицине и милиции, наполняют людей недоверием к окружающему миру, страхами.

Большинство, к сожалению, не осознает, что находится в массированном поле негативного социального внушения.

Является ли социальное внушение порождением современности? Еще В. М. Бехтерев (1827-1927) говорил о том, что все люди находятся в иоле социального внушения, и необходимо подходить к этому осознанно. Он утверждал: в настоящее время так много вообще говорят о физической заразе при посредстве contagium vivum, или физических микробов, что не лишнее вспомнить и о "contagium psychicum", приводящем к психической заразе, микробы которой, хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр. Словом, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными. Со словами Бехтерева трудно не согласиться, действительно негативное внушение может существенно осложнять развитие человека, к примеру, вызывать у человека необоснованные страхи, агрессивные состояния. Поэтому следует обсудить этот вопрос подробнее. Но сначала необходимо определить, что называть внушением.

Внушение - это один из способов влияния одних лиц на других, которое может происходить как намеренно, так и ненамеренно со стороны влияющего лица и которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение. Основное отличие внушения от других способов влияния - воздействие без опоры на логику воспринимающего в обход его личного сознания и воли. Оно исключает обдумывание и осмысленную переработку информации, становясь прочным достоянием "Я" человека. Можно образно сказать, что информация, передаваемая путем внушения, проникает в психику человека не с парадного хода, а с заднего крыльца, ведущего непосредственно во внутренние покои его души. Легко видеть отсюда, что пути для передачи психических состояний с помощью внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, чем возможности для передачи мыслей путем убеждения.

Что может противостоять негативному внушению и какое качество необходимо актуализировать у клиента консультанту, основывающемуся на гуманистической концепции бытия?

Это качество - оптимизм. К сожалению, о нем мало говорят и в быту, и при обсуждении психологической работы с клиентами. Поэтому следует рассмотреть теорию оптимизма, описанную М. Зелигманом. Согласно его мнению, оптимизм и пессимизм - это типичные варианты описания человеком причин своих успехов и неудач. Оптимист считает успехи следствием своего труда, а неудачи воспринимает скорее как случайные, поэтому не сильно огорчается в отношении них. Пессимист, напротив, рассматривает свои достижения как случайные, а вот ответственность за неудачи полностью приписывает себе, и очень переживает за них, чувствует себя виноватым. Неудачи для него настолько сильно эмоционально окрашены, что пессимист обобщает их во времени и пространстве: "Если у меня что-то не получается, значит не получится и все остальное. И не будет получаться никогда". Что является следствием такого заключения: "Раз все равно не получится, нечего и стараться"? Действительно у пессимистов существенно снижена эффективность труда. Они склонны к чувству беспомощности, отказу от стратегии преодоления в случае появления трудностей, т.е. к пассивности.

Действительно ли пессимизм и оптимизм так влияют на активность людей? Можно отвлечься и в качестве примера вспомнить рассказ известного психолога В. Франкла о жизни в условиях немецкого концлагеря. Он говорил о том, что вера в лучшее, возможность мысленно увидеть свое будущее помогала людям выживать в абсолютно нечеловеческих условиях.

Примерно об этом же рассказывал наш соотечественник В. Зыков, который в 23 года попал в лагерь для заключенных на Колыме. Он говорил, что ни на минуту не сомневался, что останется жить. И все время искал возможность выжить: на хлеб выменял кусочек карандаша и подделывал талоны на питание, придумал устройство для отмывания в "карманах" золота, которое промышленным способом добыть было нельзя, и многое другое. Из группы 30 ленинградцев, отправленных в лагерь, через 10 лет вернулись двое, в том силе и он (прожил до 93 лег).

Однако оптимизм вызывает активность человека не только в экстремальных ситуациях. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что он повышает профессиональную успешность во многих профессиях, особенно в тех, где важно идти дальше, несмотря на неудачи.

Помимо активности человека оптимизм влияет на состояние здоровья. Утверждают, что беспомощность негативно влияет на здоровье, повышает риск раковых заболеваний. Говорят, что оптимисты гораздо реже подхватывают инфекционные болезни, чем пессимисты, что наша иммунная система гораздо лучше

функционирует, если мы настроены оптимистично. Можно ли согласиться с этими высказываниями? Оказывается, они верны. Действительно, как говорят врачи, часто впадая в депрессию при неудачах, человек как бы расшатывает свою иммунную систему.

Были проведены любопытные эксперименты. Американский психолог, основоположник позитивной психологии Мартин Зелигман обратился через прессу к людям старшего возраста с просьбой предоставить для анализа дневники их молодости и описать свою жизнь сейчас. Выяснилось, что стиль описания причин плохих событий за 50 лет у людей не изменился. К примеру, если в подростковом возрасте девочки писали, что мальчики ими не интересуются, потому что они их не привлекают, в более старшем жаловались примерно теми же словами на внуков, которые их не посещают. Зелигман описывает одно исследование. Среди выпускников Гарвардского университета (США) в 1940-1950-е гг. была выделена группа здоровых, интеллектуально одаренных людей. За ними в течение более 50 лет осуществлялось наблюдение. Оказалось, что до 45 лет оптимизм практически не влиял на здоровье. Однако в среднем возрасте пессимисты начинали болеть чаще, чем оптимисты, а в 60 лет уровень их здоровья был намного хуже.

На основании сказанного можно предположить, что оптимисты более профессионально активны, легче справляются с трудными ситуациями и более здоровы, чем пессимисты.

Интересно, что оптимизм существенно влияет на качество обучения. Приведем результаты эксперимента, который проводился со студентами Пенсильванского университета. Оказалось, что качество обучения их на первых курсах более коррелирует с уровнем оптимизма студентов, чем с их аттестатом зрелости, полученным в школе, т.е. с уровнем первоначальных знаний.

Если согласиться с тем, что неким идеальным эталоном в работе с клиентом можно считать гармонию в его развитии в сочетании с оптимизмом, то нужно подумать, какие качества психолога будут способствовать их проявлению? Полагаем, что речь может идти о наличии у психолога искренности, симпатии и теплоты. Эти качества в различных психологических школах иногда называют по-разному. Но их необходимость для человека, работающего с людьми, не вызывает сомнения. Раскроем их подробнее.

Итак, что такое искренность и что она дает? Искренность - это возможность быть собой и открыто проявлять свои чувства. Это отсутствие необходимости надевать "социальные маски", противоречащие истинной сущности человека. Искренний человек не стремится быть особенно умным или заботливым, понимающим или ласковым. Он позволяет себе свободно вступать в контакт с другим человеком, не сильно задумываясь о том, как тот его оценит.

Если говорить о психологе, то искренность направляет его прежде всего на поиск контакта, а не на произведение хорошего впечатления на клиента, что для последнего на самом деле очень важно. Искренность делает его поведение свободным и спонтанным, а таким людям, как правило, легко доверять. Но такое поведение лишает психолога бессознательных агрессивных чувств в отношении партнера.

Однако искренность не предполагает, что клиенту нужно "выложить всю правду". Необходимо говорить человеку только то, что он может в данный момент усвоить, что не вызовет у него неконтролируемого чувства гнева, отчаяния, обиды и т.п. и не прервет взаимодействие.

Что не является искренностью? Заискивание перед клиентом, уговаривание его, что все непременно будет хорошо, признание его абсолютной правоты во всех вопросах. А точнее все, что можно характеризовать словом "слишком": слишком ласковый голос, слишком добрая улыбка или слишком долгая беседа с клиентом. Казаться лучше, чем есть на самом деле - это не всегда осознанное желание лишает психолога возможности быть абсолютно искренним.

Второе "лечебное" качество - это симпатия, т.е. умение найти в каждом человеке привлекательные качества или поступки, почувствовать, что в чем-то он тебе нравится. Возможно ли такое, что в любом человеке можно найти что-то тебе симпатичное? Конечно, если нацелить себя прежде всего на поиск достоинств в окружающих, а не недостатков. Это сложно, так как недостатки бросаются в глаза, а достоинства могут быть глубоко скрыты. Поэтому если сразу не получается ощутить симпатию к кому-то, если, наоборот, выпячиваются его негативные качества, стоит подумать, а почему человек так поступает? Какая психологическая проблема, а может быть и травма, за этим стоит? А когда наступает понимание причин поступков человека, которые нам с первого взгляда показались несимпатичными, негативная оценка их постепенно уходит. И теперь можно внимательнее посмотреть на клиента для поиска его достоинств: кого преданно любит этот человек, о ком заботится, какие жизненные трудности преодолевает. Эти и подобные вопросы помогут психологу разглядеть за самым неприглядным "фасадом" нежность и ранимость человеческой души.

Что дает психологу такое умение, наверное, всем понятно. Как работает "принятие окружающих" - хорошо описано психологами гуманистического направления. Но в реальной жизни слишком часто видишь психологов, мотивированных скорее на освоение новых технологий, чем на умение почувствовать симпатию к трудному клиенту. Поэтому столь подробно мы коснулись именно этого качества.

Однако главное состоит даже не в симпатии, а в теплоте - способности проявить клиенту свою симпатию, сделать так, чтобы он почувствовал, что его ценят, принимают, чтобы он позволил себе ответную искренность и возможность показать свое несовершенство. И тогда "круг замкнется". Искренность психолога, симпатия и теплота создадут между ним и клиентом зону доверия, когда можно рассказать о боли и злости, грусти и обиде без страха, что тебя осудят. Создание такой атмосферы будет способствовать тому, что у клиента усилится чувство собственного достоинства и процесс становления его личности и развития оптимизма будет успешен.