Группы психологического самопонимания

Лабораторные методы и Т-группы. Лабораторный метод может рассматриваться как процесс самоизучения клиентом своих индивидуальных особенностей, где осуществляется "расширение сознания" в целях более эффективного социального функционирования. Клиенты анализируют проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Рабочий метод базируется на концепции межгруппового взаимодействия и концепции полномочий. Цель лабораторного метода – тренинг навыков организационного поведения и развития сенситивного опыта.

Тренинг сенситивности может рассматриваться как часть лабораторного метода, поскольку он непосредственно связан с вопросами персонала и лишь в некоторой степени – с процессами группы.

Т-группа, или тренинг-группа (англ, training group), рассматривается как отдельная группа развития сенситивности. Как правило, в нее входят от 10 до 15 человек. Роль тренера состоит в том, чтобы помогать расширять опыт межгрупповых взаимодействий. Неструктурированные ситуации, которые проявляются в результате межгруппового взаимодействия, являются материалом для изучения. Методы тренера могут включать ролевые игры, работу с групповыми фантазиями, конфронтации и обратную связь.

Д. Эгон, выделив главные переменные сенситивного тренинга, предложил новую модель "контракт-интерперсональной группы". Данная группа отличается от традиционной Т-группы, так как имеет структуру, цели, лидера, который на основе контракта моделирует поведение группы. Лидер – член группы, он является примером для остальных в ситуации самораскрытия, самоанализа.

Л. Гибб развил данную форму групповой работы. Согласно его концепции, лидером становится тот, кто может войти в группу способом, "свободным от роли". Лидер стремится отвечать спонтанно, бессознательно, однако его ответы должны быть полезны группе, должны отражать уровень их притязаний и потребностей.

S-группы, или группы обучения (study groups), состоят из 8–15 человек, работу которых организует консультант. Задача консультанта – рефлексия группового поведения в процессе конференций. Задача лидера – проанализировать неконструктивное поведение клиента и подсказать ему адекватные модели поведения. В процессе развития метода были предложены и другие модели, корректирующие отношения.

Групповая модель используется, чтобы в ходе группового взаимодействия помочь клиенту понять специфику своих отношений и поведения, которые в реальности являются дисфункциональными. Лидер или консультант подвергают анализу осознанные либо неосознанные поведенческие проявления клиента, а затем корректирует их в процессе группового взаимодействия. Чтобы расширить стратегии понимания конфликтов, в работе используются элементы психодрамы, ролевых игр.

Группы обучения, в отличие от групп терапии, существуют непродолжительное время и позволяют участникам справиться с такими проявлениями, как чувство неуверенности, гнев, агрессия, беспокойство и т.д., которые обнаруживаются в межгрупповом взаимодействии.

Группы встреч сосредоточены на индивидуальном развитии; терапевтические проблемы в них менее актуальны. Группа состоит из б–12 человек, работа которых строится на столкновении, конфронтации мнений. Здесь используются такие техники, как самораскрытие, спонтанность, обратная связь, сенсорные методы (рис. 13.6).

Основная цель – обеспечить непосредственный контакт без фильтрации и искажения информации. В ходе работы подчеркивается познавательная и эмоциональная причастность к ситуации, которая разворачивается в группе. Правила групповой работы не накладывают ограничений на форму дискуссий, они свободны, не разрешено лишь причинение физического вреда членам группы. Тактика лидера – конфронтация с теми, кто не принимает активного участия в обсуждении предложенной темы.

Марафон. Цель такой группы – личностное изменение клиентов. Для нее характерен радикальный отход от традиционных методов групповой работы. Группа действует непрерывно в течение 24 часов и более. Роль лидеров направлена на развитие творческого потенциала группы и снятие напря-

Рис. 13.6. Особенности работы в группах встреч

жения. Психологическая близость, складывающаяся благодаря интенсивному общению, даст возможность клиентам раскрыться, положительно влияет на их интенсивный личностный рост. Среди групповых правил можно выделить: конфиденциальность, взаимодействие на основе принципа "здесь и сейчас", сохранение единого пространства общения и др. Исследования показали, что фактор усталости может позитивно влиять на групповое взаимодействие, активизируя достижение поставленных целей.

Выводы

1. Социальная работа с группой имеет широкий спектр форм и моделей. Применительно к практике социальной помощи основными задачами групповой работы являются помощь клиенту во взаимодействиях с другими людьми, решение проблем с общением и взаимодействием, социальное развитие и изменение окружающей социальной среды.

2. Социальная работа с группой функционирует в таких сферах, как здоровье, социальное благополучие, досуг, образование, социальная помощь.

3. Теория социальной групповой работы основное внимание уделяет следующим элементам, ориентированным на действие:

а) знание о структурах в группе и групповых процессах (производное от социальной психологии, социологии, психологии и исследования малых групп);

б) знание о процессе групповой работы (наблюдение спонтанных процессов, взаимодействие и воздействие руководителя группы; систематическое использование);

в) знание и навыки методов, техник работы, средств управления отношениями, возникающими внутри группы (между руководителями и членами группы, между членами группы).