Группы интересов
Влияние на систему можно оказывать, реализуя функции управления (анализ, планирование, организацию деятельности, учет, контроль и т.п.), воздействуя па элементы системы, на отношения между элементами, воздействуя и изменяя свойства системы и ее элементов, воздействуя на любые виды обеспечения деятельности, формирования, развития системы и ее элементов, на ситуацию. Чаще всего влияние на систему осуществляется комплексно, и с применением ряда способов, и с направлением воздействия па ряд локальных объектов системы. Об этом говорилось в главе 1 настоящего учебника. Здесь обратим внимание на состав групп интересов.
Влиятельные индивиды и группы влияния — это отдельные личности и группы людей, способные оказать воздействие на формирование, функционирование и изменение этической системы организации. Существует множество определений групп влияния (стейкхолдеров), чаще всего это любая группа или индивид, которые могут влиять на деятельность организации. Группы влияния — это еще и совокупность личностей, лидеров мнений по определенной и исследуемой тематике. В рассматриваемом случае будем считать такими влиятельными личностями руководителей организации разного уровня (менеджмент), а группами влияния — группы, команды руководителей, привносящие свои этические представления в этическую систему подчиненного им коллектива или организации в целом и способные инициировать и проводить изменения этических систем подчиненных групп людей.
Очевидно, что у любой организации имеются группы интересов. Приведем для примера перечень групп интересов компании, занимающейся разработкой программных продуктов:
1) общество;
2) профессиональные ассоциации;
3) местные потребители;
4) зарубежные потребители;
5) местные конкуренты;
6) СМИ;
7) акционеры;
8) владельцы;
9) зарубежные конкуренты;
10) поставщики;
11) торговые группы;
12) сотрудники (профсоюзы);
13) местные (федеральные) правительства;
14) зарубежные правительства;
15) инвесторы;
16) суды;
17) группы особых интересов;
18) партнеры;
19) кредиторы;
20) интернет-компании.
У этих групп разные ожидания, мотивы, возможности, ответственность. Как известно, создание организации связано в основном с удовлетворением потребностей клиентов (потребителей), хозяев (акционеров), персонала. Также очевидно, что интересы этих групп достаточно противоречивы, а группа "персонал" еще и неоднородна (администрация представляет обычно интересы владельцев, а не остальных работников). Более того, даже интересы менеджмента и интересы владельцев могут не совпадать: акционеры часто предпочитают разумный риск, а менеджеры — стабильность и предсказуемость. Выявлять состав групп интересов, степень их значимости для организации, их интересы, возможности удовлетворения интересов, способы согласования противоположных интересов приходится руководству организации, и эта сложная деятельность обычно включает в качестве факторов, влияющих на принятие решений, этические критерии, принципы, нормы.
Организационная этика и ее значение
Видный современный социолог Р. Мертон указывает па необходимость современному бизнесмену видеть три группы интересов, нередко несовпадающих, по от удовлетворения которых зависит будущее организации: это интересы собственников фирмы (акционеров), потребителей продукции (покупателей) и сотрудников фирмы. Определение целей организации — должна ли она действовать ради получения максимальной прибыли или "служить потребителям" — представляет собой важнейший нравственный вопрос, который должен решать руководитель. И хотя уже давно доказано, что внимание к потребителю, клиентуре предприятия определяет его устойчивость, обеспечивает долгосрочные интересы, эта истина с трудом усваивается даже в странах с развитым рынком.
В развитом гражданском обществе почти общепризнано, что бизнес должен играть активную общественную роль, а вопросы социальной ответственности и деловой этики должны беспокоить руководителя фирмы в такой же степени, как и вопросы эффективности производства. Частники при капитализме управляют огромной частью общественного богатства — и материальными, и финансовыми, и людскими ресурсами, — и обществу не все равно, как и с какими целями будет это богатство использоваться. Свои интересы общество обеспечивает как с помощью правовых механизмов, так и путем формирования, воспитания чувства ответственности бизнеса перед ним. Определены понятия юридической и социальной ответственности фирмы.
Моральные нормы общества влияют на культуру и мораль личности, включаются или не включаются в состав се собственных нравственных принципов, воспринимаются или не воспринимаются в качестве регуляторов поведения. В процессе социализации в результате взаимодействия уникальной развивающейся личности с общественными институтами и другими личностями появляется уникальный индивидуальный набор принципов и норм поведения. Аналогичные процессы происходят и с сообществами людей, в том числе с организациями.
Деловая этика изучает формирование и проявление этических норм поведения хозяйственных организаций во взаимоотношениях с обществом, государством, покупателями, поставщиками, конкурентами, собственниками и своими работниками. Взаимодействие фирмы и ее руководителей с внешней средой, поведение сотрудников, восприятие юридического фактора, понимание социальной ответственности формирует культуру организации, способствует созданию системы ценностей, влияет на формирование миссии, целей, стратегии фирмы и на ее поведение.
Одно немаловажное замечание: организационная этика, как это следует из определения, имеет и внешнюю направленность, и внутреннюю. Эти направления тесно связаны: если высока внутренняя культура и нравственность фирмы, зафиксированная и проявляющаяся в поведении сотрудников, то, скорее всего, не менее высока и внешняя составляющая корпоративной культуры, и наоборот. Аналогия — человек: если он культурен, нравственен, то это проявляется в его поведении, а если некультурен и аморален, это скоро откроется обществу, даже если человек знает и соблюдает правила этикета.
Как в воспитании человека эффективно бывает использовать метод "кнута и пряника", так и в обеспечении этичности поведения корпорации существенны санкции закона и поощрение общественности. Опыт создания эффективного "кнута" для корпораций в странах с развитым рынком велик: в США закон Шермана действует свыше 100 лет, а закон Клейтона и закон о Федеральной инспекции — с 1914 г.
Благосклонное отношение общества к корпорации имеет достаточно привлекательную экономическую подоплеку: деятельность передовых с точки зрения общества фирм освещается в средствах массовой информации, а это способствует росту продаж, конкурентоспособности фирмы, позволяет рассчитывать на кредиты, да и упоминание организации в СМИ в позитивном контексте работает как хорошая реклама, а это высоко ценится.
Во внутрифирменной деятельности наличие общественно значимых ценностей позволяет иногда повысить эффективность без особых затрат Например, руководство фирмы "Макдоналдс" изначально не только сфокусировалось на ценах, качестве и доле рынка, но и считало, что компания действительно оказывает услугу американцам, имеющим ограниченные средства, дает им возможность дешево, но полноценно удовлетворять голод. Эта "социальная" миссия придала больший вес оперативным целям. Повара и официанты отнеслись к этим "высоким" целям как к полезному приему, помогающему выдержать строгую систему тотального контроля за качеством. Соблюдать высокие стандарты было легче, когда они подавались в контексте помощи обществу.
В качестве параметров, на основании субъективной оценки которых потребитель строит свое представление об имидже фирмы, Б. Карлоф в книге "Деловая стратегия" называет следующие: 1) прогрессивность фирмы; 2) наличие большого количества ресурсов; 3) творческий подход к решению проблем; 4) активный маркетинг; 5) лидерство в отрасли; 6) компетенция консультантов фирмы; 7) способность решать сложные проблемы; 8) высокое качество услуг; 9) доверие; 10) ценовая политика; 11) степень специализации производства; 12) широта компетентности.
Если провести опрос потребителей относительно их точек зрения на соотношение этих параметров у нескольких фирм, можно получить сравнительную параметрическую оценку имиджа фирм, которую полезно использовать руководству компаний для повышения своего престижа.
Конкуренция ведет к тому, что российские фирмы все чаще ищут нетрадиционные способы привлечения покупателей, в том числе и за счет выработки и демонстрации своих нравственных принципов. Назрела необходимость создания кодекса этичного поведения отечественного бизнеса, обеспечения контроля за его исполнением и сбора и предоставления информации о репутации фирм и их откликах на жалобы потребителей. Следует ожидать времени, когда отечественные производители товаров и услуг будут бороться за клиента исключительно цивилизованными методами и всячески стремиться к упрочению своей репутации, своего доброго имени.
В заключение этого раздела приведем известный набор признаков идеально "этичной" корпорации США (по Кристоферу Стоуну). В этом наборе, который по праву может считаться кодексом безупречной корпорации, фирма рассматривается с нескольких сторон, а ее деятельность признается многоплановой, включающей и экономические, и финансовые, и социальные функции.
". Корпорация как гражданское лицо: заботится о соблюдении законов; содействует законотворчеству, добровольно предоставляя имеющуюся информацию о дополнительных мерах, необходимых для улучшения дел в данной отрасли промышленности; соблюдает фундаментальные нормы общественной морали, не прибегая к обману, коррупции т.д.; как гражданское лицо, за границей действует с уважением к законам принимающей страны, не противореча внешней политике США.
2. Корпорация как производитель ориентируется на производство безопасных и надежных товаров по справедливым ценам.
3. Корпорация как работодатель: заботится о безопасности производства; заботится о хорошем эмоциональном состоянии своих работников; не допускает дискриминации.
4. Корпорация как субъект управления ресурсами: заботится об их эффективном использовании; заботится об эстетике занимаемого земельного участка.
5. Корпорация как объект инвестирования: защищает интересы инвесторов; полностью и правдиво представляет информацию о своем экономическом положении.
6. Корпорация как конкурент не принимает участия в нечестной конкуренции, с одной стороны, и необоснованном ограничении конкуренции — с другой.
7. Корпорация как участник социального развития: стимулирует нововведения и реагирует на внедрение новой продукции и технологий; не забывает, что ее деятельность оказывает воздействие на качество жизни, и признает связанную с этим ответственность"