Групповые нормы
Все группы имеют установленные, но чаще всего неписаные нормы поведения, т.е. допустимые стандарты поведения, принимаемые всеми членами группы. Например, в нормально функционирующей группе крайне редко можно столкнуться с прилюдной критикой руководителя. И дело здесь не в трусости подчиненных или опасении мести со стороны начальника. Просто так поступать не принято.
Нормы диктуют, что членам следует и не следует делать при определенных обстоятельствах. С позиции личности они определяют, что от нее требуется в конкретной ситуации. Когда нормы принимаются группой, они начинают действовать в качестве средств влияния на поведение членов группы с минимумом внешнего контроля. Нормы различаются в разных группах, объединениях и сообществах, по являются их неотъемлемой частью.
Официальные нормы написаны в руководствах организации и определяют правила и процедуры, которым должны следовать сотрудники. Забегая вперед, нужно сказать, что главенство норм в организациях не соответствует правилам. Человеку ведь не нужен кто-то, чтобы указал, что длительная болтовня по телефону или компьютерные игры в рабочее время неуместное поведение. Все также знают, что беседуя в ходе интервью перед приемом на работу о причинах неудовлетворенности предыдущим местом, не следует упоминать о некоторых вещах, например трудностях в общении с коллегами или начальником, в то время как вполне уместно рассказать о других вещах, например, о сложностях в продвижении по службе или работе, не способствующей росту профессионального мастерства.
Нормы, устанавливающие порядок работы в группе, подобно почеркам, являются уникальными. Все же исследователям удалось выделить некоторые общие классы норм, существующих в большинстве рабочих групп. Это нормы выполнения работы, нормы внешнего вида, нормы социальной организации и нормы распределения ресурсов.
Нормы выполнения работы — это, пожалуй, самый общий класс норм. Членам рабочих групп обычно даются категорические указания на то, как усердно им работать, добиваться выполнения задания, каким должен быть уровень производительности, допустимое количество опозданий и т.п. Эти нормы чрезвычайно сильно воздействуют на работу каждого сотрудника: они способны коренным образом менять планы работы и отношение к выполнению задания.
Вторая категория включает нормы внешнего вида и поведения. В ней содержатся такие моменты, как соответствие требованием в одежде, негласные "предписания" как демонстрировать преданность организации, когда выглядеть занятым и когда можно расслабиться и продемонстрировать это. В некоторых организациях имеются формальные требования к одежде. Но даже если таковые отсутствуют, нормы часто сами диктуют вид одежды, надлежащий для работы. Демонстрация преданности важна во многих рабочих группах и организациях. Например, во многих организациях, особенно среди специалистов и административных чинов, не одобряется открытый поиск другой работы, или существуют определенные ритуалы выражения преданности организации, например, возгласы восторга и удовлетворения по поводу возросших показателей ежемесячных продаж.
Другая категория затрагивает нормы социальной организации. Они берут начало от неформальных рабочих групп и в основном регулируют социальное взаимодействие внутри группы. Нормы влияют на то, с кем члены группы обедают, дружат на работе и вне ее, вступают в общественное взаимодействие. Также они могут допускать (а чаще запрещать) "служебные романы".
Последняя категория имеет дело с нормами распределения ресурсов. Эти нормы могут возникать в самой группе или организации и касаться таких вещей, как зарплата, надбавки за повышенную трудность работы, летнее время предоставления отпусков, распределение новых инструментов и оборудования, предоставление более удобных мест для работы и т.п. Часто "по традиции" (т.е. в соответствии с групповыми нормами) преимущества получают, например, работники с большим стажем работы или женщины, имеющие маленьких детей, или наиболее квалифицированные специалисты и т.п.
Как развиваются нормы? Почему они существуют в реальной жизни? Как правило, нормы развиваются постепенно, по мере того, как члены группы понимают, какое поведение способствует эффективному функционированию группы. Конечно, кризисные события в группе могут ненадолго прервать этот процесс, однако даже если кризис внесет существенные изменения в состав и работу группы, процесс формирования норм продолжится.
Американский исследователь Роббинс отмечает, что большинство норм развивается в одном или нескольких следующих четырех направлениях.
1. Категорические утверждения, высказанные каким-то членом группы — чаще начальником или влиятельным членом. Лидер группы имеет право, к примеру, запретить личные звонки во время работы или установить не более чем десятиминутные перерывы для кофе.
2. Кризисные события в истории группы. Они устанавливают важные прецеденты. Посторонний, стоявший слишком близко к работающей в цехе машине, был ранен и, во избежание повторения подобных случаев, члены рабочей группы напоминают новому оператору о необходимости следить за тем, чтобы никто, кроме него, не подходил к машине ближе, чем на пять футов.
3. Первенство. Самая первая модель поведения, возникшая в группе, часто формирует групповые представления в будущем. Дружные группы студентов часто бронируют места друг возле друга в первый день учебы и недовольны, когда новичок занимает "их" место в ходе последующих занятий.
4. Модели поведения, заимствованные из ситуаций в прошлом. Члены группы привносят свои представления из других групп, членами которых они когда-то являлись. Это объясняет, почему рабочие группы предпочитают набирать новых сотрудников из числа тех, которые работали в подобных условиях и имеют схожий опыт. Это увеличивает вероятность того, что привносимые новичками представления совпадают с представлениями, уже усвоенными группой.
Но группы не устанавливают и не проводят в жизнь нормы для каждой возможной ситуации. Нормы, проводимые группой в жизнь, должны быть важными для группы. Что же делает норму важной? Роббинс следующим образом отвечает на этот вопрос. Норма важна, если она:
Способствует дальнейшему существованию группы. Группам не нравится терпеть неудачи, поэтому они стараются проводить в жизнь нормы, увеличивающие их шансы на успех. Это означает, что они попытаются защититься от вмешательства со стороны других групп или индивидов.
Повышает возможность предсказания поведения членов группы. Нормы, увеличивающие предсказуемость, дают возможность членам группы предвидеть действия друг друга и подготовить подходящие ответные действия.
Уменьшает количество межличностных проблем у членов группы. Нормы становятся важными, когда они обеспечивают удовлетворение сотрудников и предотвращают межличностный дискомфорт.
Позволяет работникам выражать главные ценности группы, проливает свет на то, что характеризует идентичность группы. Такие нормы укрепляют и поддерживают целостность группы.