Лекция 4. Групповое поведение в организации
В результате изучения материала главы студент должен:
знать
• основания для классификации социальных групп;
• основные свойства групп на разных стадиях их развития;
• особенности внутригруппового и межгруппового поведения;
уметь
• определять тип социальной группы по разным основаниям классификации;
• интерпретировать поведение членов групп с точки зрения исполняемых ими групповых ролей;
владеть
• навыками интерпретации группового поведения;
• навыками выделения в групповом поведении феноменов группового мышления и постановки задач по предотвращению связанных с ними негативных эффектов.
Понятие группы является важным для многих наук. И в каждой из них оно означает не просто множество элементов, однородных по какому-либо критерию. Понятие группы предполагает однородность действия этих элементов или действия с этими элементами. Одним из первых эту мысль в определении и классификации социальных групп в XVII в. выразил английский философ Т. Гоббс, писавший об общественном договоре (групп) как средстве преодоления "войны всех против всех".
Понятие группы достаточно "неопределенно и произвольно: критерий различения “групп” можно видеть и в явлениях религиозных, и этнографических, и политических, и юридических и т.п. Нет твердого признака, но которому бы в каждой из этих областей можно было различать те или иные группы". Эти слова принадлежат человеку, который тем не менее основной социальной группой считал класс и, основываясь на классовой идеологии, возглавил смену общественного устройства в громадной стране. Затем почти весь XX в. во многих обществах основными социальными группами считались классы. Основными, потому что они оценивались как оказывающие воздействие на все области общественной жизни, на поведение всех других социальных групп. Однако сегодня лишь отдельные партии и политические движения, являющихся также социальными группами, продолжают говорить о классовом противостоянии как основе современных социальных процессов.
В отечественной социологии одним из определений социальной группы, т.е. группы, состоящей именно из людей, в отличие от групп крови в медицине, групп деталей в промышленности или групп операндов в программировании, является следующее: "Социальная группа – это совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль". В данном случае речь идет об однородности членов группы по отношению к внешнему миру.
Каждый человек в один и тот же протяженный период времени исполняет множество социальных ролей, имея отношение одновременно к нескольким социальным позициям или статусам. Окружающие могут считать, что перед ними представитель группы молодых выпускников вузов, только лишь приобретающий опыт работы, тогда как он сам может воспринимать себя специалистом или даже экспертом по таким-то вопросам, ожидая и соответствующего отношения к себе. Другой пример: руководитель и коллеги, считающие сотрудницу членом своей команды, удивляются ее некомандному поведению, когда в напряженный для группы период она позволяет себе взять больничный лист по уходу за больным ребенком. А для нее в этот момент приоритетной становится другая идентификация – с социальной группой работающих матерей.
Классификация социальных групп
Основание классификации – размер групп
Максимально упрощенно социальные группы подразделяются на малые, средние и большие. Большими группами занимаются социологи, малыми – социальные психологи, средними – и те и другие. Однако точное численное определение этих групп является дискуссионным. Кажется бесспорным, что человечество за все века своей истории – это самая большая по численности группа. Однако это утверждение ограничивается тем, что мы имеем весьма приблизительные данные о численности представителей мегалитических и других доисторических культур. Оценки нижней границы численности малых групп на удивление тоже не однозначны. Одни ученые считают группой двух человек, другие доказывают, что диада не совсем группа, поскольку у нее нет структуры, а значит минимальная численность малой группы – три человека.
Еще сложнее обстоят дела с определением численности средних по размеру групп. Малые группы, как правило, являются контактными: это означает, что члены группы знакомы друг с другом и взаимодействуют между собой. Большие группы в целом – не контактны, что обусловливает особенности регуляции поведения их членов. Но как воспринимать среднюю группу? Сотрудники организации, работающей в одном небольшом здании, могут знать практически всех членов группы в лицо и иметь возможность не просто контактировать, но и дружить с любым из них. Исследователи пытаются ограничить размер малой группы 30 членами, однако бывают случаи, когда школьный класс или отряд в летнем лагере составляет 40 детей: в таком случае имеет смысл относить эту группу к малой. То же относится и к подразделениям организации, управляемым одним руководителем.
Организации численностью менее ста человек часто называют средними группами. Организации из нескольких сотен и тысяч сотрудников обоснованно называют большими группами – в их состав может входить множество подразделений, являющихся также большими группами. Существует традиция называть их трудовыми коллективами, хотя большинству признаков коллектива как высокого уровня развития группы большие группы не соответствуют и не могут соответствовать (подробнее об этом см. в параграфе 4.2).
Существенной особенностью средних и тем более больших групп является выделение в них подгрупп (малых групп), члены которых находятся в постоянном тесном контакте, тогда как взаимодействовать с членами других подгрупп они необходимости не имеют. Чем более авторитарно руководство и чем более однородны и не взаимозависимы рабочие места сотрудников, тем меньше необходимость взаимодействия между подгруппами.
Чаще всего малые группы, на которые разбиваются более крупные группы, состоят всего из 2–7 чел. Многие практики называют их микрогруппами. Основанием для разделения группы на микрогруппы могут служить как формальные, так и неформальные факторы.
Способы управления малыми и большими группами различны. Так, в организациях даже различают процессы управления подчиненными и управления персоналом. Руководитель подразделения, как правило, руководит малыми и средними группами подчиненных, а служба персонала помогает руководителям всех уровней управлять большой группой (персоналом компании), структурированной, в первую очередь, по принадлежности к разным подразделениям (средним и малым формальным контактным группам).