Групповая структура

Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе, определяет структуру группы. Особенности взаимодействия между членами группы обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. К факторам, влияющим на структуру группы, социальные психологи чаще всего относят: цель группы, особенность совместной деятельности, общение ее членов между собой, групповые нормы, величину группы, социально-демографические и психологические особенности членов группы.

Цель группы – это желаемый результат, к которому стремятся члены группы в процессе деятельности. Достижение спортивной командой победы, подготовка к какому-либо мероприятию – все это иллюстрация общих целей. Цели различаются по социальному смыслу (общественнозначимые, групповые, личные) и по отношению к перспективе (перспективные, ближайшие, конкретные).

Общественнозначимые цели – это те, достижение которых полезно всему обществу; групповые и личные цели связаны с интересами одной группы людей или одного человека. Между общественно незначимыми целями, с одной стороны, и групповыми или личными, с другой, возможна двоякая связь: личные или групповые цели соответствуют общественным интересам (например, победа в личнокомандных соревнованиях); групповые или личные цели противоречат интересам общества, они асоциальны. Перспективные цели связаны с будущим, конкретные – планируются на месяц, неделю, день, урок. Наличие в группе перспективных общественнозначимых целей, принятых ее членами и воспринимаемых ими как свои личные, благоприятно для развития группы.

Совместная деятельность

Главной причиной развития малой организованной группы и эффективного ее функционирования является совместная деятельность, направленная на достижение целей. Совместная деятельность – это общий труд, учение, игры, в которых имеют место взаимные действия и взаимная зависимость участвующих лиц. Например, футболисты коллективно действуют на поле, стремясь выиграть матч.

Совместная деятельность может быть взаимосвязанной и взаимонесвязанной. При взаимосвязанной деятельности действия одного участника невозможны без одновременных или предшествующих действий других членов группы. Такова деятельность экипажа самолета, хирурга и его ассистентов во время операции, певцов в хоре, членов команды в спортивной гребле, спортсменов в парном фигурном катании на коньках. Как правило, взаимосвязанная совместная деятельность характеризуется тесными взаимоотношениями между ее членами, высокой степенью чувства "мы".

При взаимонесвязанной деятельности каждый член группы вносит свой вклад в достижение общей цели, действуя индивидуально. Это характерно, например, для учебной группы, трудового коллектива. Совместная деятельность приучает членов группы считаться с индивидуальными особенностями других участников труда, оказывать им помощь, подчиняться общим требованиям. Неформальные связи в данной группе менее значительны и не объединяют всех членов данной группы.

Общение

Взаимодействие в малой организованной группе всегда осуществляется через непосредственное общение ее членов, в прямом обращении их друг к другу. Вопросы, просьбы, разговоры, беседы, диспуты – все это различные формы общения. Оно – непременное условие существования и развития малой группы. Именно в общении происходит обмен различной информацией и возникает договоренность между членами группы. Общение может быть деловым и личностным.

В профессиональной деятельности общение обычно носит деловой, заранее продуманный и организованный характер. Оно зависит от сложности решаемых задач и правил деятельности, количества участвующих в ней лиц, степени их подготовленности. Личностное общение – это свободные контакты между людьми, позволяющие удовлетворять потребность человека в нем. Это может быть приятельское общение, контакты между незнакомыми зрителями в театре, на стадионе и др. Например, наблюдая за общением между учениками класса, можно выяснить взаимоотношения в группе, существующие групповые нормы.