Группа мозгового штурма
При подборе участников группы для генерирования идей следует учитывать, что способности к творческому генерированию у разных людей неодинаковы. По этому критерию можно выделить три тина личностей.
Активный генератор быстро реагирует на поставленную проблему, проявляет заметный интерес к ее решению, позитивно реагирует на критику, не "въедается" в ОГЛАВЛЕНИЕ проблемы, проявляет склонность к лидерству.
Инертный генератор не обладает высоким уровнем притязаний, но имеет значительные способности к творческой работе. Он стремится вникнуть в суть проблемы, ощутить ее глубину, понять ее истоки и ОГЛАВЛЕНИЕ, не торопится высказывать идеи, анализирует собственные мысли, в большей степени требует "разогрева" для генерирования идей.
Латентный (скрытый) генератор склонен к индивидуальной творческой работе, проявляет большой интерес к постановке проблемы, осторожен в высказывании идей, чувствителен к формулировке идеи, любит высказываться в неформальной обстановке и предлагать идеи после неформальной апробации.
Деятельность ведущего играет очень важную роль в успехе мозгового штурма. Он должен регулировать поле поиска, создавать творческую атмосферу и мотивировать генерацию как можно большего количества идей. Для этого ведущий использует механизм управления коллективным творчеством, который включает в себя такие параметры, как включение в проблему, информационное наполнение ее содержания, процедурное регулирование работы группы, психологическая поддержка творческой активности, регулирование поля поиска (расширение, ограничение или сужение), концентрация внимания на ключевых факторах поиска.
На втором этапе мозгового штурма деятельность ведущего должна быть иной, потому что здесь главным становится не идея как таковая, а выявление возможности ее реализации, оценка эффективности, перспективности, практической значимости, связей идей и возможностей их представления в обобщенном виде, конкретизация и дальнейшее развитие высказанных идей.
На данном этапе ведущий должен стимулировать полемику и критику, точность аргументации, практическую направленность, предельную конкретность, сравнительный анализ, использование расчетов. Тем самым он ограничивает творческую деятельность аналитиков и направляет ее на достижение позитивных результатов.
Мозговой штурм как метод исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей. Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса на специальных карточках фиксируют свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку идее, представленной на попавшей к нему карточке. При этом может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или отбросить се как нереальную. В процессе полемики могут возникать и новые идеи.
Существует также метод обратного мозгового штурма, при котором группа генерации идей проводит как бы обратную работу. Она выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности их решения. Ведь в практике исследования немаловажное значение имеет распознавание проблемы и определение ее роли в развитии управления.
Метод двойного мозгового штурма предполагает подготовительную работу при генерации идей, потом их постановку без анализа и опенки, но с неформальным обсуждением в перерыве, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с творческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли.
Существует и метод конференции идей, который реализуется по специальной технологии их презентации.
Использование мозгового штурма может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он не только является способом использования и стимулирования творчества в исследовании, но и предполагает творческий подход к реализации самого метода.