Группа как коллективный субъект
Одним из теоретических достоинств понятия "субъект" является его интегральный характер и возможность использования в психологии для обозначения характеристик как индивида ("индивидуальный субъект"), так и группы ("групповой, коллективный субъект"). То есть понятие "субъект" позволяет выявлять общее в психологических свойствах личности, малой и большой группы и общества в целом.
В современной социальной психологии понятие "коллективный субъект" используется в нескольких значениях (или смыслах).
Во-первых, "коллективный субъект" и "коллектив как субъект" используются в одном и том же смысле, и тем самым первое становится лишь гносеологическим смыслом коллектива. Поэтому, когда имеется в виду онтологическое значение, то используются понятия "коллектив", "группа". А когда гносеологическое значение, то – "коллективный (групповой) субъект", или "коллектив (группа) как субъект". Эти понятия рассматриваются как альтернатива "коллективу (группе) как объекту". В наиболее яркой форме такое понимание коллективного субъекта встречается в социальной психологии управления, оперирующей понятиями "коллектив как субъект и объект управления (воздействия)", т.е. в контексте гносеологического противопоставления субъекта и объекта.
Во-вторых, "коллективный субъект" понимается как альтернатива (в смысле противопоставления) "индивидуальному субъекту" или "субъекту" вообще, который априорно понимается как "индивидуальный субъект". Такое рассмотрение коллективного субъекта характерно для социально-психологических исследований совместной деятельности (особенно совместной трудовой деятельности), а также для исследований в области психологии труда, анализирующих совместный труд.
В-третьих, ОГЛАВЛЕНИЕ "коллективного субъекта" есть определенное качество коллектива (группы), качество быть субъектом, которое в разной степени характеризует коллективы. В последние годы это качество иногда стало обозначаться "субъсктностью", хотя и не получило пока распространения. Следовательно, разные коллективы являются коллективными субъектами в разной степени. В полной же мере коллективный субъект означает быть активным, действующим, интегрированным, т.е. выступающим единым целым, ответственным и т.д.
В-четвертых, широкое толкование "коллективного субъекта" в социальной психологии может быть представлено следующим образом. Коллективный субъект есть всякая совместно действующая или ведущая себя группа людей. Всякая совокупность людей, проявляющая себя через любые формы поведения, отношения, деятельности, общения, взаимодействия и т.п., есть коллективный субъект. Поэтому группы могут быть реальными или потенциальными субъектами. При этом "групповой" и "коллективный" субъекты чаще всего не дифференцируются. "Коллективность" же на современном языке социальной психологии должна пониматься как "совместность", не более того, что чрезвычайно принципиально. Коллективность (совместность) нельзя смешивать с коллективизмом как психологическим качеством коллектива или личности в коллективе.
Несмотря на описанную многозначность толкований коллективного субъекта, его понимание остается явно неполным, если не выделить те основные свойства группы, которые делают его коллективным субъектом. Можно выделить три важнейших свойства группы, являющихся необходимыми и фактически критериальными в описании коллективного субъекта.
1. Взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе способствуют формированию группового состояния как состояния предактивности – важнейшей предпосылки любой активности.
2. Способность группы проявлять совместные формы активности, т.е. выступать, быть единым целым по отношению к другим социальным объектам или по отношению к себе самой. К совместным формам активности обычно относятся следующие:
– общение внутри группы и с другими группами;
– групповые действия;
– совместная деятельность;
– групповое отношение;
– групповое поведение;
– межгрупповое взаимодействие и т.п.
3. Качество (способность) группы к саморефлексии, в результате которой формируются чувства "Мы" (прежде всего как переживания своей принадлежности к группе и единения со своей группой) и образ-Мы (как групповое представление о своей группе).
Для конкретных групп эти признаки характерны не просто в разной степени, но какой-то из них может быть ведущим, доминирующим, а другие будут менее выражены. Это позволяет выделять качественно различные состояния субъектности группы:
– субъектность как взаимосвязанность и взаимозависимость совокупности индивидов может быть обозначена потенциальной субъектностью или предсубъектностью (принципиально важно то, что конкретная группа может еще не проявлять совместных форм активности, но уже быть психологически готовой к этому и в этом смысле быть коллективным субъектом в наиболее элементарном, потенциальном его качестве);
– субъектность как совместная активность обозначается собственно субъектностью, или реальной (в отличие от потенциальной) субъектностью, тем самым очередной раз подчеркивается главный смысл субъектности в способности группы к проявлению совместных форм активности;
– субъектность как групповая саморефлексивность применительно к естественным группам может рассматриваться наиболее сложным состоянием субъектности, далеко не всегда характеризующим ту или иную конкретную группу.
Три основных психологических состояния коллективного субъекта, скорее всего, могут рассматриваться как различные уровни субъектности: от элементарных форм взаимосвязанности к сложнейшим формам групповой саморефлексии – такое поуровневое развитие характерно для коллективного субъекта.
Возможно существование групп, не обладающих качеством субъектности или свойствами коллективного субъекта:
– стихийные группы, которые образуются в соответствии с конкретно сложившейся ситуацией, а затем легко распадаются или видоизменяются, например, так называемые транспортные, уличные и другие подобные группы;
– территориальные группы, образующиеся по месту проживания, хотя и могут становиться реальными субъектами, но типичные их состояния, как правило, субъектностно не характеризуются;
– любая кратковременно существующая группа, которая может быть как стихийной, так и специально, но временно (ситуативно) организованной;
– многие естественные и организованные группы, не находящиеся на самых ранних стадиях (этапах) их формирования и становления, лишь номинально, но не реально соответствующие критерию взаимосвязанности и взаимозависимости, и др.
Следовательно, такие социальные группы, которые обнаружены лишь пространственными и временными признаками, реально не обладают качествами коллективного субъекта. Однако такое толкование возможно лишь тогда, когда первый из вышеназванных признаков коллективного субъекта считается уже достаточным для отнесения к нему той или иной группы. Если же второй признак (совместная активность) иметь в виду как необходимый, наряду с первым, то совокупность группы, не обладающая качеством субъектности, резко возрастет.
Феномен коллективного субъекта проявляется через различные формы совместной активности группы (или совместной жизнедеятельности), которые, к сожалению, не систематизированы в социальной психологии из-за сложностей, связанных с их множественностью и высокой степенью разнородности. Из наиболее известных форм совместной активности можно выделить следующие:
– совместная деятельность во всем многообразии ее видов: трудовая, учебная, игровая и т.д.;
– внутригрупповое взаимодействие в любых его формах, включая установление коммуникаций, общение и т.п.;
– групповое поведение (совместные действия, выражение групповых мнений, оценок, отношений к социальным и другим объектам и т.д.);
– групповое самопознание (саморефлексия) с целью, например, установления групповых норм, правил поведения, их самокоррекции и т.п.;
– межгрупповое взаимодействие по самому широкому спектру вопросов, связанных с активностью своей и чужих групп.
Исследования коллективного субъекта проводятся в неразрывной связи с изучением совместной деятельности, поэтому выделенные свойства (характеристики) коллективного субъекта одновременно являются и свойствами совместной деятельности. В соответствии с ее основными признаками выделены следующие свойства их совместной деятельности, и ее коллективного субъекта.
1. Под целенаправленностью коллективного субъекта деятельности в данном контексте понимается стремление к основной общественно значимой цели. Целенаправленность характеризует такое состояние коллектива, когда цель имеет решающее влияние на совместную деятельность, подчиняет се себе, как бы "пронизывает" ее. В свою очередь, целенаправленность коллективного субъекта деятельности характеризуется групповыми интересами, ОГЛАВЛЕНИЕм целей, которые выдвигает перед собой группа, коллективными социальными установками, убеждениями, идеалами. Целенаправленность выражает прежде всего реально существующие тенденции в деятельности коллектива и является важнейшей характеристикой сто социального и социально-психологического портрета.
2. Мотивированность как свойство коллективного субъекта деятельности представляет активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности. Она характеризует такое состояние мотивационной сферы участников СД, при котором имеют место эмоциональные переживания потребности, влечения, желания действовать вместе, а также осознание необходимости совместной деятельности и пристрастное, увлеченное отношение к ней. Мотивированность формируется в результате интеграции индивидуальных мотивов, их взаимного "сложения" и "переплетения".
3. Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Данное свойство характеризует степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллективного субъекта. В социально-психологической и психологической литературе используются и некоторые другие термины для обозначения целостности: объединенность, цельность, сопряженность.
4. Важным свойством коллективного субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Хорошо структурированный коллективный субъект обладает прежде всего свойством легко разделяться на основные элементы или части, которые соответствуют выполняемым функциям и задачам в совместной деятельности, т.е. каждому его звену определено свое место.
5. Согласованность как свойство коллективного субъекта деятельности представляет гармоничное сочетание его членов, взаимную обусловленность их действий. Для обозначения данного свойства в конкретных видах профессиональной деятельности используются также такие термины, как "координированность", "слаженность", "сработанность", "сыгранность" и т.п. Согласованность (или рассогласованность) проявляется на всех этапах выполнения СД и характеризует сочетание ее основных структурных элементов: целей и задач, мотивов, действий и операций, промежуточных и конечных результатов.
6. Организованность коллективного субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность). Для обозначения свойства организованности иногда используется термин "регулируемость", а в последние годы стало широко применяться близкое к нему понятие "управляемость", под которым понимается способность следовать управляющим воздействиям. В данном свойстве можно выделить два основных аспекта:
– способность коллективного субъекта деятельности следовать внешним организационным и управляющим воздействиям, т.е. его исполнительность, которая характеризует коллектив как объект управления по отношению к управленческим органам;
– способность коллективного субъекта самому организовываться и управлять своей деятельностью. В этом смысле организованность и управляемость характеризуются сплоченностью в решении внутриколлективных задач и степенью развития самоуправления.
7. Интегральным свойством коллективного субъекта деятельности является его результативность, которая означает способность достигать положительного итога. В результативности в виде показателей конкретных продуктов деятельности "фокусируются" определенные уровни развития свойств коллектива. В социально-психологической литературе встречаются также и другие термины, близкие по содержанию результативности: "продуктивность", "производительность", "эффективность", "действенность".