Гражданство Европейского Союза
ЕС — не только объединение государств, но и союз людей и народов. Маастрихтским договором введен институт гражданства ЕС. В ст. 12 Лиссабонского договора подчеркивается: "Каждый гражданин государства-члена является гражданином Союза. Гражданство Союза должно быть дополнительным к национальному гражданству, а не заменять его".
В целом, институт гражданства ЕС предоставляет его обладателям две основные возможности. Каждый гражданин ЕС, проживающий в государстве-члене, гражданином которого он не является, имеет право участвовать в голосовании и баллотироваться в качестве кандидата на выборах в Европейский парламент в государстве-члене, в котором он проживает, на тех же условиях, что и граждане этого государства. Право избирать и быть избранным действует и в отношении выборов в муниципальные органы власти. Вторичное право ЕС содержит ряд документов по этому вопросу. В качестве примера можно привести директивы Совета "О праве голосовать и участвовать в муниципальных выборах для граждан, являющихся резидентами, а не гражданами соответствующего государства" (1994 г.) и "О праве голосовать и участвовать в европейских выборах для граждан Союза, являющимися резидентами в соответствующем государстве" (1993 г.).
Вместе с тем гражданство ЕС не дает права на участие в выборах в представительные органы государств — членов ЕС и занятие государственных должностей в них. Не предоставляет оно и неограниченного права на свободное перемещение по территории стран ЕС. Во-первых, каждое государство — член ЕС в целях обеспечения национальной безопасности может вводить временные ограничения на въезд граждан других государств — членов ЕС (в разное время такие ограничения вводились Бельгией, Германией, Францией и др.). Во-вторых, существуют и другие условия, которые должны быть соблюдены лицами, проживающими в государстве ЕС, гражданами которого они не являются (наличие паспорта, полиса медицинского страхования, получение вида па жительство и т.п.).
Таким образом, гражданство ЕС — пока, по большей части, юридическая фикция. Однако этот институт развивается. В будущем, вероятно, граждане ЕС будут иметь право: перемещаться и проживать свободно в пределах территории государств-членов, на тех же самых условиях, что и граждане соответствующего государства; пользоваться на территории третьей страны, в которой государство-член, подданными которого они являются, не представлено, защитой дипломатических и консульских властей любого государства — члена ЕС; право на равных заниматься предпринимательской деятельностью и т.д.
Уважение прав человека - принцип Европейского Союза
ЕС воспринял Конвенцию о защите нрав человека и основных свобод 1950 г. Основные права, которые гарантируется в соответствии с Конвенцией, а также прецедентное право, исходящее от ЕСПЧ, составляют "общие принципы права Европейского Союза".
Хартия основных прав Европейского Союза (Ницца, 7 декабря 2000 г.) подтвердила приверженность ЕС уважению прав человека, проистекающих "из конституционных традиций и общих международных обязательств государств-членов, Договора о Европейском Союзе и Договора о Европейских сообществах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Социальных хартий, принятых Европейским сообществом и Советом Европы, а равно судебной практики суда Европейских сообществ и Европейского Суда по нравам человека".
Хартией были закреплены: достоинство человека (ст. 1), право на жизнь (ст. 2), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 6), защита сведений личного характера (ст. 8) и другие права человека. Помимо традиционных для документов такого рода норм в Хартии закреплены специфические положения. Статья 3, в частности, следующим образом формулирует право на личную неприкосновенность:
1. Каждый человек имеет право на физическую неприкосновенность и неприкосновенность психики.
2. В области медицины и биологии необходимо, прежде всего, обеспечить:
— добровольное и свободное согласие заинтересованного лица в соответствии с установленным законом порядком;
— запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека;
— запрещение использования тела человека и его частей как таковых в качестве источника наживы;
— запрещение репродуктивного клонирования человеческих существ".
Свобода предпринимательства признается в соответствии с правом Европейских сообществ и национальным законодательством и практикой (ст. 16).
Положения Хартии "адресуются институтам и органам Европейского Союза при соблюдении принципа субсидиарное™, а также к государствам-членам исключительно в случаях применения ими права Европейского Союза. Соответственно они соблюдают права, следуют принципам и способствуют их применению согласно своей компетенции".
Любое ограничение прав и свобод, признанных Хартией, должно быть предусмотрено законом и соблюдать основное ОГЛАВЛЕНИЕ этих прав и свобод. Ограничения могут применяться лишь при соблюдении принципа пропорциональности и только в том случае, если они необходимы и действительно отвечают общим целям, признаваемым ЕС, или необходимы для защиты прав и свобод других людей.
В соответствии с Лиссабонским договором (ст. 8) ЕС признает положения и Хартии, и Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., что обеспечивает их юридическую силу. Вместе с тем применение указанных документов не должно противоречить принципам функционирования Союза.
Каждый гражданин должен иметь право участвовать в демократической жизни в Союзе. Решения должны приниматься максимально открыто. Политические партии на европейском уровне способствуют формированию политической осведомленности и выражению волю граждан Союза.