Гражданское воспитание и обучение

В гражданском образовании речь идет прежде всего о процессе политической социализации, приобретении политических знаний, навыков и компетенций. В качестве агентов гражданского образования выступают школа, семья, средства массовой информации, мир политики. Благодаря сравнительным исследованиям расширилось понимание содержания и способов гражданского образования. Вместе с тем в таких исследованиях осталось немало лакун. Ждут систематического изучения такие аспекты, как: гендерные различия и гражданское образование; гражданское образование представителей малых субкультур; глобальное (космополитическое) гражданское образование; национальные особенности гражданского образования; гражданская идентичность и образование; гражданское образование в условиях социального неравенства; зависимость граждано- ведческих знаний от профессионального статуса родителей; взаимосвязь гражданского и патриотического образования; гражданское участие как путь гражданского образования; пути повышения качества гражданского образования и др.

Основная цель гражданского образования состоит в формировании интегративных качеств личности, выражающихся в осознанном желании, способности и умении правильно и эффективно функционировать в государстве, принимать активное участие в жизни политического сообщества, принося пользу согражданам. Предусматривается формирование социальной ответственности, мотивации к обеспечению индивидуального и общественного блага. Гражданское образование транслирует социальные ценности, принципы и убеждения, гражданские, политические и правовые знания, знания о правах и обязанностях гражданина, формирует компетенции критического и независимого мышления.

Гражданское образование осуществляется в первую очередь при преподавании общественно-политических дисциплин. В школьные программы России и ведущих стран мира включены темы и курсы граждановедения. Школа занята аранжировкой действующих программ гражданского воспитания.

Кроме традиционных предметов, вводятся новые дисциплины общественно-политического содержания.

Мировая педагогика и школа отводят особую роль в гражданском образовании средствам массовой информации – так называемой параллельной школе. В педагогическом сообществе хорошо понимают значение "параллельной школы", как называют радио, телевидение, кинематограф, прессу. Крупнейшие радио-, телекомпании, газеты и журналы систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы. В ведущих странах мира сложились сети учебного телевидения, которые помогают приобщать школьников к окружающей действительности. В 1960–1970-х гг. ведущую роль в "параллельной школе" играли радиопередачи и пресса. В 1980–1990-х гг. – телевидение, сегодня – паутина всемирной компьютерной связи.

Гражданское образование в школах разных стран реализуется с учетом национальных особенностей. Американская исследовательница С. Л. Ханн замечает в этой связи: "Как нет одной формы демократии, так нет и одного способа воспитания для демократии".

Россия. Актуальность гражданского образования осознается политической элитой. В Послании Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию (2009) говорится о том, что школа служит базовым социальным институтом, делающим человека цивилизованным и граждански образованным. В 2012 г. в предвыборной программе российский Президент В. В. Путин назвал в числе приоритетов гражданского образования содействие сохранению цивилизационной идентичности российского народа.

Задачи гражданского образования ставятся и решаются по-новому. В образование на волне общественного свободомыслия возвратилась идея воспитания независимого и свободного гражданина, неподвластного авторитарному контролю государства. Концепции гражданского образования предусматривают необходимость складывания новой российской государственности, формирования плюралистической идентичности, общенационального единства. Гражданское образование понимается как совокупность социальных и педагогических усилий по сохранению национальных языков и культур, созданию "российского суперэтноса", состоящего из различных этнокультур (Μ. Н. Кузьмин). Гражданское образование рассматривается как интегрированный социально-педагогический феномен, которому присущи ряд существенных признаков: направленность на понимание гражданского общества как особого социального организма, определение гражданином своих отношений с социумом, формирование готовности к выполнению гражданских обязанностей и т.д. (А. С. Гаязов, И. В. Суколенов, Г. Н. Филонов и др.).

В гражданском образовании уходят в прошлое последствия холодной войны и идеологического противостояния двух социальных систем. Это наглядно иллюстрирует картинка в одном из учебников японский школы (1994): на боксерском ринге лежит старуха – холодная война, а рядом – российский и американский президенты с поднятыми в знак победы руками.

В учебные программы, кроме традиционных дисциплин, на материалах которых осуществлялось гражданское образование (история, литература и т.д.), включаются особые курсы, предусматривавшие подобное воспитание. Так, курс "Демократия: государство и общество" включал темы, которые позволяют получить представление о соотношении прав и обязанностей человека в демократическом обществе, политических системах в современном мире, формах государственного устройства, понятиях "демократия", "общество и демократические ценности", "права человека при демократии", "государство и политическая власть", "выборы как механизм демократии", "политические партии и организации" и др.

На гражданское образование направлен ряд инноваций: проект "Мое отечество", политико-экономическая игра "Новая цивилизация", деятельность детско-юношеских объединений, кадетских корпусов, клубов и ассоциаций военно- патриотической направленности. Задачи гражданского воспитания решались при проведении Всероссийской акции "Я гражданин России", военно-спортивной игры "Победа", проектов "Гражданин" (Самара), "Гражданский форум" (Брянск), Всероссийского туристско-краеведческого движения "Отечество", Всероссийского слета юных патриотов "Равнение на победу" и т.п. Ценным в проектах и акциях оказалась нацеленность на осознание школьниками своих гражданских прав и обязанностей, готовности к защите отечества, уважения к государственным символам.

Среди неформальных каналов гражданского образования важное место занимают организации учащихся. Вакуум, возникший после распада пионерской и комсомольской организаций, постепенно заполняется за счет трансформации прежних и появления новых ассоциаций и движений. В 1991–1992 гг. возникает Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций. Несколько позже создаются объединения юногвардейцев, скаутов. Впрочем, масштабы деятельности таких объединений невелики. В 1995 г. в Москве в них состояли около 5 тыс. членов. Есть, однако, исключения. Например, в Тамбове существует пионерская организация, насчитывающая до 6 тыс. подростков.

Детское движение ищет новое ОГЛАВЛЕНИЕ и формы работы. Так, Тамбовская пионерская организация копирует модель современного политического устройства: ребята избирают "думу", где обсуждают разные вопросы своей жизни. Скауты проводят слеты-джамбори. Подобный слет состоялся, к примеру, в 1997 г. в связи с празднованием 850-летия Москвы. Скаутов ждали культурная программа и оздоровительный лагерь под Ногинском.

Руководители детского движения разрабатывают новые программы: "Возрождение", "Я сам" и "Четыре плюс три". Так, программа "Возрождение" предусматривает несколько взаимосвязанных проектов, один из которых "Сталкер" имеет целью помочь ребятам освоить методы предвидения, преодоления трудностей, познакомить с аномальными явлениями.

Перспективным путем приобретения навыков гражданского поведения выглядят ученические комитеты и школьные советы с участием учащихся. Ученические комитеты к началу 1990-х гг. имелись практически во всех школах. Затем их сменили школьные советы, которые занимаются помимо вопросов обучения социальными проблемами учащихся и преподавателей. Однако школьных советов немного. Роль учеников в них крайне незначительна. Реальная власть в школьных советах принадлежит дирекции.

Качество гражданского образования в российской школе не может вызвать удовлетворения. Во многом утрачена социальная педагогическая функция трансляции общегражданских ценностей. В новой редакции "Закона об образовании" (1996) из ст. 14 исчезло даже упоминание о необходимости "развития гражданского общества", имевшееся в первой редакции "Закона об образовании" (1992).

Международные мониторинги выявили неоднозначность результатов гражданского образования российских школьников (2009). Наши ребята демонстрируют высокую степень доверия государственным структурам и готовности активного участия в политической жизни. Так, 85% российских респондентов заявили о намерениях в будущем участвовать в качестве избирателей в национальных выборах. Как считает российский ученый И. В. Абанкина, такие данные свидетельствуют, что в среде учащихся сохраняется "атмосфера ожиданий" демократических преобразований.

Вместе с тем сравнительные международные обследования подают сигнал о серьезных недостатках гражданского образования российских школьников. Они часто не обладают практическими умениями аргументировать собственную гражданскую позицию. При мониторинге в 2009 г. наши учащиеся среди сверстников из 37 стран по уровню граждановедческих знаний заняли скромную 19-ю позицию. Мониторинги подтверждают, что российская школа уделяет мало внимания таким темам, как права человека, судебная власть, парламентские способы управления государством, система и механизм выборов, глобальное сообщество и международные организации, региональные (европейские) институты и организации и т.п. Школьники не занимаются систематически общественной деятельностью, мало участвуют в политических дискуссиях, редко анализируют на занятиях политические события, лишь в отдельных случаях занимаются анализом и наблюдением политических событий. Российские школьники согласно мониторингам находятся на предпоследнем месте (34%) среди европейцев по степени участия в политических дебатах в классе. Хотя наши восьмиклассники несколько превышают среднеевропейский уровень участия в голосовании в школьном совете (76 против 66%), они существенно уступают по этому показателю сверстникам из большинства европейских государств (32 против 55%).

Существенной причиной недостатков гражданского образования в российской школе остается приверженность словесным традиционным технологиям обучения. По словам российского ученого И. В. Абанкиной, "надо выпрыгнуть" из плена подобных технологий, создавать программы и организовывать гражданское обучение и воспитание с установкой на активную граждански ориентированную деятельность учащихся.

США. Политический истеблишмент и педагогическая мысль США рассматривают гражданское образование как формирование социально ответственного, политически лояльного члена общества, который соответствует "американскому образу жизни". В подтверждение такой установки в президентском акте "Америка-2000" (1994) среди основных национальных целей модернизации образования выделено "воспитание ответственного гражданина".

Гражданское образование в США рассматривается связующим звеном между личностью и государством, частными и публичными интересами. Гражданское образование играет роль посредника между школьником и государством в качестве мировоззренческого конструкта. Особую значимость для гражданского образования имеют церковь, семья, общины, добровольные объединения.

Американские педагоги М. Скривен, Ф. Ньюмен, Д. Л. Кауфман и др. наряду с трактовкой гражданского образования как воспитания достойного американского гражданина формулируют задачи воспитания "граждан мира". Основополагающими в концепциях гражданского образования являются тезисы о школе как "лаборатории демократии", нераздельности демократии и гражданского образования. В основе теоретических установок гражданского образования в значительной мере лежит парадигма конструктивизма, идеологи которого полагают, что учащаяся молодежь должна быть активным творцом собственных гражданских ценностей. В понимании Б. Блума, Р. Ганье, Б. Скиннера, Ч. Мерриам, С. Ханн и других ученых гражданское образование заключается прежде всего в том, чтобы приобщить к общегражданским ценностям, вооружить умениями политического диалога. Речь идет о воспитании граждан в духе социальной ответственности за свою страну, благосостояние нации, обеспечение стабильности политического режима. Гражданское образование трактуется как учебно-воспитательный процесс, основанный на социальном опыте учащихся и направленный на воспитание индивидуальной гражданственности. Акцент делается на формировании политических знаний, что отчетливо видно в смене педагогической терминологии. Так, термин "гражданское образование" часто заменяют термином "политическая социализация" (political socialization).

Цель, задачи, ОГЛАВЛЕНИЕ гражданского образования сформулированы в федеральном учебном плане (Formal Instruction in Civics and Government) и национальных стандартах по граждановедению (1994). В национальных стандартах определены несколько основных тем: государственное устройство; основы конституционализма; связи с внешним миром; роль граждан в демократическом обществе. Федеральный учебный план и стандарты рекомендуют в 1 и 2 классах 30 часов специальных занятий по гражданскому образованию в год; 30 часов ежегодно дополнительно в рамках других предметов. В 3–4 классах – 40 часов специальных занятий в год и 30 дополнительных. В 5 классе – 40 часов в год (в составе интегрированного предмета – История страны + Гражданственность и правление + География). В 6–7 классах – по четыре двухнедельных блока в каждом классе (приблизительно 30 часов в учебном году) с акцентом на темы гражданского правления в отдельных штатах. В 8 классе предлагаются односеместровые курсы (около 60 часов). В 9–10 классах предлагается преподавание по шести двухнедельным блокам (около 40 часов в учебном году). В 11 классе – 60 часов в учебном году как составная часть специального курса обществоведения, например "История и правление страной в XX веке". В 12 классе – годичные курсы (120 часов): "Прикладное граждановедение", "Участие в правлении" и др.

Стандарты предусматривают приобретение определенных знаний, умений и навыков (skills). Юные американцы должны знать основы государственного устройства, Билль о правах. Им надлежит приобрести навыки критического политического мышления: идентифицировать государственные символы, оценивать общественные события, анализировать деятельность ветвей власти и т.д. Программами предложена модель ответственного гражданского поведения. В элементарной школе постигают начальные представления о таких сообществах, как семья, школьный класс, штат, государство, мировое сообщество. В младшей средней школе изучают место США во всеобщей истории. В старшей средней школе – деятельность властей штатов и федерального правительства. Цель подобных занятий – помочь ученику стать членом гражданского общества, поверить в свои права и возможности влиять на общественную жизнь.

В школах отдельных штатов, помимо стандартных, реализуются другие курсы гражданского образования: "Гражданин и Конституция", "Проект Гражданин", "Молодежь за справедливость", "Твоя роль как гражданина, получающего заработную плату" и др. Так, в штате Огайо применялся междисциплинарный курс, включавший шесть основных блоков: "Американское наследие", "Человек и общество", "Мировое сотрудничество", "Принятие решений и ресурсы", "Демократические процессы", "Гражданские права и ответственность".

При изучении граждановедения используются многочисленные дидактические материалы, отражающие общественную и политическую жизнь США: "Закон и американское общество" (для 9–11 классов), "Выдающиеся процессы Верховного суда" (для 7–8 классов), "Важнейшие статьи Конституции" (для 11 класса), "Основы демократии К-12", "Если вы голосуете впервые...", учебники по граждановедению ("Civics") и др.

Гражданское воспитание и обучение осуществляются в течение всего учебного процесса. Предлагается сосредоточиться в первую очередь на формировании навыков участия в гражданской жизни. В учебных заведениях есть перемена, которая длится не 5, как все другие, а 10 минут. Дополнительное время дано для того, чтобы учащиеся могли выразить свои патриотические чувства. Под звуки национального гимна они отдают честь звезднополосатому флагу, который вывешен в каждом учебном заведении. Обычно в коридорах школ висят портреты американских президентов, текст Билля о правах.

Основными методами на занятиях по граждановедению являются лекции, дискуссии, мастер-классы экспертов, презентации, экскурсии в государственные учреждения и общественные организации, просмотр видеофильмов и т.д. Задачам гражданского воспитания служат различные ролевые игры и дискуссии, которые организуются регулярно и повсеместно. Так, школьники – участники игры "Стачка" играют роли бизнесменов, рабочих-пикетчиков и штрейкбрехеров, представителей властей и профсоюзов. Во время игры моделируются и обсуждаются экономические и политические события, процессы, происходящие в обществе. Другая игра – "Выборы", когда школьники разыгрывают сценарий политической кампании: выдвижение и соперничество кандидатов, голосование. А вот как выглядела ролевая игра "Суд" в одной из средних школ штата Огайо. В классе рассаживаются учащиеся-актеры: судья в мантии, защита, обвинение, свидетели, присяжные, публика. Обсуждается "дело об ограблении лавки". Проводится "следственный эксперимент", вызываются "свидетели", "журналисты" строчат отчеты. В 1987 г. в одной американской школе разыгрывали спектакль "Встреча в верхах", где американский и российский "президенты" заключали мирное соглашение.

Одним из эффективных путей воспитания "достойных граждан" традиционно считается ученическое самоуправление, которое позволяет активизировать гражданскую деятельность старшеклассников через систему выборных органов и лиц. Особая роль во внеучебной деятельности по гражданскому образованию отводится так называемым неформальным программам (informal instructions): "Обучение служением" (Service Learning), программы скаутского движения, программы начальной военной подготовки (Junior Reserve Officers Training Course) и др.

В осуществлении гражданского образования участвуют и многочисленные общественные организации. Большую роль играют общенациональная общественная организация "Детское голосование в США" (Kids Voting USA), религиозные объединения, например, "Ассоциация молодых христиан", родительские комитеты (Parent-teacher Association) и т.д.

Согласно американской педагогической традиции уровень гражданского образования определяется по тому, в какой мере личность обладает знаниями, навыками и умениями политической, правовой направленности, степенью активной гражданской деятельности.

Результаты гражданского образования школьников США противоречивы. Успешно реализуется политико-идеологическая индоктринация подрастающего поколения. Усиливаются рационально-критическое отношение к социальной реальности, плюрализм верований, идей, мнений. Результаты гражданского образования отражают существенное противоречие: между демократическими устремлениями и целесообразной практикой, с одной стороны, и затушевыванием социальных антагонизмов, пропагандой идеи об исключительной роли Америки – с другой. Многим американцам чуждо понятие малой родины как составной части гражданственности.

Часть американских школьников приобретает предусмотренные стандартами компетенции гражданской направленности. Учащиеся, занимавшиеся по специальным программам гражданского образования, обладают более высоким уровнем знаний о гражданском обществе, чем их сверстники, которые не имели такой подготовки. Школьники, изучавшие расширенный курс американской истории, специальные курсы "Гражданство", "Мы, Люди..." показали более высокие по сравнению со "средним" школьником показатели успеваемости и гражданского самосознания, проявили большую политическую лояльность, осведомленность в вопросах, связанных с политической жизнью общества. Большие гражданские знания по сравнению с мальчиками демонстрируют девочки. Школьники с высоким уровнем гражданских знаний чувствуют себя раскованно при обсуждении общественных проблем, интересуются политическими новостями, обсуждают их в семье и с друзьями, проявляют желание участвовать в общественной жизни.

Вместе с тем мониторинги свидетельствуют о низком уровне гражданского образования "среднего" американского школьника. Хуже остальных респондентов справляются с тестами на гражданские знания учащиеся из малоимущих семей, подростки афроамериканского или латиноамериканского происхождения – все те, чьи родители имеют низкий уровень культуры и образования. Объясняя причины таких неудач влиянием социально-культурной среды, С. Л. Ханн отмечает, что такие школьники, как правило, имеют меньше возможностей приобщаться к идеалам гражданского общества по сравнению с учащимися из семей среднего класса.

Западная Европа. В обсуждении и решении проблем гражданского образования вместе с учеными и практиками принимают активное участие Европейский союз и Совет Европы. Так, в рамках европейской программы "СОКРАТ" подготовлен сборник "Идентичность детей и европейская гражданственность" (2003) (Children's Identity and Citizenship in Europe), где содержатся описание проектов гражданского образования в различных европейских странах. Проект Евросоюза "ЭВРИДИКА" обеспечивает обмен информацией между странами по вопросам гражданского образования.

Инициативы Совета Европы и Европейского союза предусматривают формирование гражданина Европы на основе диалога и сотрудничества участников интеграционных процессов. Подчеркивается двойная функция воспитания европейской гражданственности: поощрение национальной самобытности и преодоление национальных антагонизмов. При воспитании гражданина Европы предлагается учитывать историческую и культурную общность Запада. Рекомендуется опираться на дидактические материалы, отражающие такую общность.

Воспитание "европейского сознания" ставится в зависимость в большой мере от содержания программ гражданского образования ("руководящий курс" – в английских школах, "политика" – в немецких гимназиях, "граждановедение" – во французских лицеях и т.д.), а также общеобразовательных гуманитарных учебных курсов, в первую очередь по истории. На встрече глав государств Европы (Вена, 1993) подчеркнута необходимость пересмотра преподавания истории и изъятия учебных материалов, которые могут поощрить расовые и националистические стереотипы. Совет Европы инициировал проект разработки учебных программ "Воспитание демократической гражданственности" (1997) ("Education for Democratic Citizenship'"). Третий этап проекта (2006–2009) нацелен на поощрение воспитания в идеалах демократии, сплочения общества, социальной интеграции и уважения прав человека.

В соответствии с рекомендациями Евросоюза кое-что делается в отдельных странах Западной Европы. Так, парламент Великобритании принял решение об обязательном воспитании гражданственности в средних школах (2002); в программах английских школ существует большой выбор тем гражданского образования: вопросы обществоведения, медико-санитарные занятия, изучение окружающей среды, собственно уроки граждановедения. В Германии и Франции в учебных программах сокращен объем изучения тем, посвященных европейским войнам и религиозным противостояниям; одновременно более обстоятельно излагаются экономические, культурные связи народов Европы.

В школах Западной Европы важное значение для гражданского образования придается самоуправлению учащихся. Традиционный вид ученического самоуправления – ученические советы. Советы нередко копируют государственные структуры: парламент, президент, вице-президент, председатели комитетов по финансам, печати, спорту и пр. Ученические советы не оправдали надежд на резкое улучшение результатов воспитания. Оптимизм сменился разочарованием. Как замечал английский педагог Б. Бернли, ученическое самоуправление находилось под прессингом школьной администрации и недостаточно поощряло самостоятельность и активность учащихся. Немецкие подростки о таких советах заявляли в 1971 г., что они больше напоминают "игру в песочнице", поскольку полностью подконтрольны взрослым. Спустя 15 лет, в 1986 г., газета "Le Monde de l'Education" (Франция) также констатировала, что преподаватели в школьных советах играют с учащимися, напоминая кота, который резвится, выпустив ненадолго из своих когтей пойманную мышь. Быть может, сравнение чрезмерно, но суть проблемы характеризует.

В силу таких причин поиск иных форм самоуправления учеников как способа гражданского участия в жизни учебных заведений был продолжен. В 1970–1990-х гг. учреждаются школьные советы в составе учеников, преподавателей, администрации, родителей, представителей общественности. Преимущественные направления их деятельности – вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие в учениках самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения.

В Англии решения школьного совета обязательны для учебного заведения. В Германии школьные советы, именуемые конференциями, вправе высказываться о планировании учебных занятий, содержании и организации внеклассной воспитательной работы (вечера отдыха, экскурсии, издание газеты, кружки и клубы, благотворительность, дискуссии). Во Франции школьные советы формируются по модели "команды". Ученики и преподаватели каждого класса объединяются в совет, который работает по собственному плану, регулярно встречается с администрацией для обсуждения насущных дел. Команды классов проводят общешкольные ассамблеи, на одной из которых избирается совет школы. В совет входят глава учебного заведения, пять преподавателей, представители от родителей (пять – в лицее, два – в колледже). Совет школы утверждает бюджет и внутренний распорядок, вырабатывает рекомендации по педагогическим вопросам и управлению школой; может выступать как дисциплинарный орган. Школьный совет вправе применять к учащимся, отступившим от общепринятых правил, определенные санкции.

Международные мониторинги (2009) свидетельствуют о достаточно активном участии учеников в Западной Европе в школьных советах и управлении школой (табл. 3.2 и 3.3).

Таблица 3.2. Голосование учеников в школьном парламенте по данным международного мониторинга (2009)

Страна

Учащиеся, сообщившие о голосовании в школьном совете, %

Испания

87

Финляндия

83

Австрия

81

Англия

79

Дания

73

Бельгия

68

Таблица 3.3. Участие учеников в принятии решений по управлению школой по данным международного мониторинга (2009)

Страна

Учащиеся, сообщившие об участии в принятии решений по управлению школой, %

Англия

55

Испания

48

Дания

44

Бельгия

36

Италия

34

Австрия

30

Финляндия

15

Как следует из табл. 3.2, большая часть школьников шести европейских стран – от 68% в Бельгии до 87% в Испании – проявляют достаточно высокую гражданскую активность, будучи участниками голосований в школьном совете, что, безусловно, содействует воспитанию активной гражданской позиции. В то же время, как следует из табл. 3.3, уровень участия школьников их семи европейских стран в управлении школой в целом сравнительно низок (в среднем – 37%). Наиболее активными участниками школьного самоуправления показали себя английские школьники (55%).

В Западной Европе сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений, занятых в первую очередь гражданским образованием. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе педагогической программы скаутов лежит задача научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Скаутское движение накопило большой опыт воспитания гражданских людей. Так, во Франции действует массовая Федерация скаутов, в которую входят несколько ассоциаций: "Скауты Франции" и "Просветители" (ученики лицеев и коллежей), "Просветители-израильтяне" (под патронажем раввината), "Просветители-юнионисты" (под эгидой протестантской церкви), "Гиды Франции" (под контролем католической церкви). Возраст членов объединений – от 8 лет до 21 года. Ассоциации скаутов не зависят от школьной администрации. Основная их цель – воспитание "во имя всеобщего блага". Руководители скаутов стремятся быть вне партийных амбиций. Ими сделано не мало, чтобы воспитывать поколение смелых, ловких, выносливых, сметливых граждан.

Скаутов можно встретить на туристских маршрутах. На каникулы они собираются в спортивно-оздоровительных лагерях. К лагерю готовятся заранее: команды (экипажи) числом не более десяти; команды выбирают имя, девиз, задание. На летний сбор экипаж прибывает маленьким сплоченным коллективом, где умеют дружить, помогать друг другу. Большая часть времени в лагерях занята активным отдыхом: гребля, парусный спорт, рыбалка, игры, походы и пр. Но руководители скаутов не забывают о гражданском воспитании. У скаутов есть "законы" и "клятва" с обязательствами уважать товарищей, охранять природу, помогать слабым. У них сложились свои традиции – знамя, процедура вступления в организацию и пр.

Роль скаутизма в гражданском образовании трудно переоценить. О значимости такой роли можно судить, например, по тому, что до 90% парламентариев Франции прошли в свое время школу гражданского воспитания в отрядах скаутов.

Помимо скаутов, гражданским образованием занимаются другие внешкольные организации. К их числу относятся, например, "школьные кооперативы" во Франции, которые имеются на всех ступенях общего образования. Они охватывают до пятой части учеников. Кооперативы – хорошая школа гражданского образования. Уставом предусмотрено самоуправление школьников. Юных кооператоров знакомят с процедурой демократических выборов. Они участвуют в различных дискуссиях, отстаивая свое мнение и приучаясь уважать мнение других. Можно согласиться с мнением французского педагога Ж. Прево, что в школьных кооперативах приобретаются наглядные представления об обществе и государстве, воспитываются активные и инициативные члены общества.

Педагоги Западной Европы используют в гражданском образовании возможности средств массовой информации. Так, в коллежах и лицеях Франции инициирована соответствующая педагогическая деятельность в виде "прессы в школе" (1970–1990). Лицеистов учили систематически следить за политическими событиями, делать подборки из газет и журналов на темы национальной и международной жизни. Сбором информации занимались небольшие команды учеников. Действовали клубы "Пресса в школе" с библиотеками-читальнями. Члены клубов интересовались самыми разными проблемами: от отмены смертной казни до вопросов европейской и мировой безопасности. В клубах велось активное пацифистское, антифашистское воспитание. "Прессу в школе" пропагандировали ведущие печатные органы, в частности "Монд". Был учрежден учебно-методический журнал "Читать газету". Создан специальный педагогический центр. В Париже в 1985 г. состоялся международный симпозиум "Пресса в школе" с участием издательств, педагогов, специалистов различных отраслей знаний. Организуются национальные "дни прессы в школе". В таких "днях" в прямом телеэфире в 1991 г. участвовало около 2,5 тыс. школ: ученики одной из школ г. Бордо делились опытом, как подготавливать школьные газеты.

В 1989 г. Педагогический центр информации во Франции приступил к изданию журнала "Факс". В работе журнала приняли участие школьники из разных стран Европы, в том числе и наши соотечественники. Материалы выпусков журнала в течение 24 часов собирали по факсовой связи, затем публиковали и рассылали по различным адресам.

Международные мониторинги показывают сравнительно высокий уровень граждановедческих знаний школьников в Западной Европе (табл. 3.4).

Таблица 3.4. Граждановедческие знания школьников в Западной Европе по данным международного мониторинга (2009)

Страна

Граждановедческие знания (средний балл)

1. Финляндия

576

2. Дания

576

5. Швеция

537

7. Ирландия

534

8. Швейцария

531

10. Италия

531

13. Англия

519

16. Норвегия

515

17. Бельгия

514

21. Испания

505

22. Австрия

503

Показатели граждановедческих знаний школьников-европейцев, как видно из табл. 3.4, приближаются к наивысшему числу баллов и составляют в среднем 531 пункт. Школьники шести государств Западной Европы оказались в первой десятке из 28 обследованных стран, причем финны заняли первую, а датчане – вторую позицию.

О степени сформированности гражданской позиции европейских школьников свидетельствуют также табл. 3.5 и 3.6.

Таблица 3.5. Ожидания учащихся по голосованию в национальных выборах по данным международного мониторинга (2009)

Страна

Учащиеся, намеренные участвовать в выборах, %

Англия

72

Бельгия

72

Австрия

82

Испания

85

Финляндия

85

Италия

88

Дания

89

Таблица 3.6. Участие учащихся в политических дебатах по данным международного мониторинга (2009 г.)

Страны

Процент школьников, сообщивших об участии в дебатах

Австрия

25

Бельгия

31

Англия

48

Италия

50

Дания

57

Финляндия

59

Как следует из табл. 3.5, средний показатель намерений европейских школьников принимать участие в национальных выборах составил около 82%. Первое место среди школьников всех обследованных стран заняли по этому показателю учащиеся из Дании (89%). Как видно из табл. 3.6, европейские школьники в целом демонстрируют невысокий уровень участия в политических дискуссиях – деятельности, которая эффективно содействует формированию гражданской позиции. Лишь финские школьники преодолели 50%-ный порог степени участия в политических дискуссиях. У школьников остальных стран этот показатель составил в среднем менее 40%.

Объективность международных сравнительных обследований состояния гражданского образования в странах Западной Европы подтверждается национальными мониторингами. Так, согласно международному мониторингу 2009 г., 72% английских респондентов сообщили о намерениях участвовать в парламентских выборах и 48% – об участии в школьных дебатах. Сходные результаты зафиксированы британскими учеными (2005), обследовавшими жителей Англии, Шотландии и Уэльса в возрасте от 11 лет до 21 года. Этот мониторинг показал, что гражданскую активность в виде волонтерской общественной деятельности проявляют от 25 до 50% респондентов.

Япония. Инструкции японского Министерства образования декларируют в качестве одной из главных целей – воспитание активной общественной личности. Педагогам предлагают следовать нескольким заповедям: формировать не столько нормы поведения, сколько понимание образа жизни; обращать особое внимание на выработку навыков самоанализа поведения, мыслей, чувств, способностей к самостоятельным и ответственным поступкам; учить уважать интересы остальных людей; воспитывать в процессе групповой деятельности; воспринимать как свои собственные интересы и проблемы группы. В документе "Обучение основным правилам поведения" (разделы "Соблюдение норм общественного поведения в повседневной жизни") выделена особая задача формирования гражданских качеств.

Школьные курсы "граждановедения" и "особой деятельности" ориентируют на воспитание высоких гражданских качеств. В старшей средней школе, кроме учебы, еженедельно один час отводится на так называемую "особую деятельность" для формирования навыков цивилизованного гражданского поведения; занятия организуются в форме групповой работы (спорт, искусство, уроки труда и пр.), бесед, участия в детских клубах, при выездах на природу, экскурсиях.

Составной частью гражданского образования власти рассматривают патриотическое воспитание учащихся. Стержневыми в патриотическом воспитаниями понятиями являются "Одзиги Он" (Долг признательности) и "Одзиги Гири" (Долг чести). В новой редакции "Основного закона об образовании" (2006) появился параграф о необходимости патриотического воспитания – любви к своей стране и малой родине. В официальном "Описании идеального японца" в числе гражданских качеств, которые надлежит воспитывать, названы патриотизм, почитание государственной символики. Принято решение об использовании в учебных заведениях на церемониях государственной символики – гимна и флага (2003). Специальное внимание воспитанию уважения к национально флагу и гимну уделено в курсах граждановедения.

Акцентированное внимание властей патриотическому воспитанию вызвало в японском обществе взрыв недовольства. Некоторые педагоги саботировали официальные предписания. В 2004 г. 200 учителей за отказ вставать во время исполнения государственного гимна и поднятия флага империи были подвергнуты дисциплинарным взысказаниям. Император Акихито из-за общественных протестов отмежевался от подобных карательных акций, заявив, что не считает правильным обязательное соблюдение официальных указаний об использовании в школах государственной символики.

Японцы высказывают различные мнения о перспективах патриотического воспитания. Опрос японских студентов (2006) показал, что в большинстве (58%) они выступают против такого воспитания. Главными аргументами были опасения возврата к довоенной националистической идеологии и воспитания единообразного мышления учащихся. 10% респондентов поддержали правительство, утверждая, что патриотическое воспитание позволит японцам избавиться от комплекса вины за развязывание Второй мировой войны. Остальные участники опроса заявили, что считают патриотизм посылом души и сердца, что важно заботиться прежде всего о воспитании чувства любви к малой родине (айкоку) – месту, где родился и вырос человек, и что этим должна заниматься не школа, а семья.