Лекция 24. Гражданское общество в России и гражданская служба

Гражданская служба, будучи необходимой составной частью деятельности государства, осуществляется в обществе и для общества. Однако особенностью ее положения в современных условиях является то, что она, как правило, имеет очень ограниченные связи (контакты) с обществом.

Как же происходит это взаимодействие гражданской службы и общества? Оно осуществляется, в основном, опосредованно - через политических руководителей государственных органов (политическую власть) и структуры гражданского общества (социальную власть). О первой проблеме достаточно подробно было сказано в главе 4, а вторая - станет предметом анализа настоящей главы.

Состояние и проблемы формирования гражданского общества

В советское время гражданское общество как определенный социальный феномен практически не исследовалось. Первые работы на эту тему появились в конце 60-х гг. XX в. в период "хрущевской оттепели". Более обстоятельно гражданское общество стало изучаться в 1980-1990-е гг. в процессе подготовки и проведения "перестройки", а затем "радикальных экономических и политических реформ", что, видимо, не случайно. Преодоление господствовавшего в прошлом в стране тоталитаризма (1920-1990-е гг.) возможно как теоретически, так и практически главным образом через создание развитого и надежно функционирующего гражданского общества. Только тогда, когда государство займется исполнением действительно общих для всех людей функций, а самодеятельное население самоорганизуется для отстаивания и защиты своих групповых (корпоративных) интересов в гражданское общество, будут созданы реальные предпосылки для действительной демократии.

Что такое гражданское общество? При ответе на данный вопрос авторы дают различные определения, которые отличаются не только формулировками. Например, А. П. Кочетков считает, что "... гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, гарантирующая человеку реализацию его естественных и социальных прав и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности свободных относительно независимых членов общества".

В данном определении выделяются четыре свойства гражданского общества: это система общественных отношений и институтов; данная система имеет внегосударственный характер; она гарантирует человеку реализацию его прав; выражает разнообразные интересы свободных членов общества.

По мнению Ю. П. Аверина, "... гражданское общество - это такая социальная организация, которая представляет собой совокупность социальных форм самодеятельного существования людей, преследующих особые интересы". Здесь, как видим, при характеристике гражданского общества акцент делается на трех несколько иных свойствах: это социальная организация; она представляет собой совокупность социальных форм самодеятельного существования людей; данные люди преследуют свои особые интересы.

Приведенные определения, несомненно, имеют свои основания, но они достаточно неполны, поскольку не вскрывают некоторые существенные черты гражданского общества. При анализе гражданского общества, судя по всему, следует обратить внимание на четыре его особенности. Во-первых, это общество отличается негосударственным характером. Нужно отметить, что прилагательное "гражданский" происходит от существительного "гражданин", т.е. "горожанин". Исторически, действительно, многие элементы современного гражданского общества возникли и развивались в процессе формирования независимых городов. Но сейчас гражданское общество - это особое состояние значительной части населения определенной страны. Кроме того, понятие "гражданское общество" довольно многозначно. Чаще всего оно используется в трех смыслах, а именно - для обозначения социальных явлений, которые имеют нерелигиозный, невоенный или негосударственный характер. В настоящее время словосочетание "гражданское общество" означает "негосударственное общество".

Во-вторых, данное общество является самоуправляющимся, что закономерно следует из его первой особенности. Раз оно в некоторых вопросах в определенных исторических условиях выходит из-под непосредственной опеки государства, то вынуждено брать на вооружение принципы самоуправления. Гражданское общество структурируется по своим, прежде всего, этнографическим, экономическим и политическим интересам и создает необходимые органы самоуправления данными структурными образованиями. Их возникновение и развитие возможно лишь при наличии юридически свободного и самодеятельного населения, которое формируется в условиях товарного производства и рыночных отношений.

В-третьих, гражданское общество имеет направленно групповой характер, т.е. осуществляет управление и организованную реализацию не индивидуальных, а именно групповых интересов людей. Если государство реализует общие социальные функции, то гражданское общество сосредоточивается на выполнении групповых функций (функций организованных групп населения).

Отдельные авторы нередко высказывают мнение, что основное назначение гражданского общества - защита "частных" интересов людей. Например, А. Л. Андреев утверждает: "Гражданское общество образует сферу самодеятельности и самоорганизации людей, сферу их частных интересов и инициатив, осуществляемых на основе .личного разумения и предприимчивости под свою собственную ответственность".

Но человек в обществе, как известно, не может существовать сам по себе, неким Робинзоном. Его социализация и все социальное развитие осуществляются всегда в составе какой-либо социальной общности - в семье, учебном или производственном коллективе, политических, профессиональных, спортивных, религиозных и других общественных организациях. Поэтому реализация и защита индивидуальных интересов обычно осуществляются как реализация и защита интересов той организованной группы людей, в составе которой находится данный индивид. Гражданское общество как раз и призвано выражать и последовательно отстаивать эти групповые интересы населения.

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что только через защиту данных организационно-групповых интересов оно защищает интересы конкретных личностей. В гражданском обществе не индивиды-робинзоны составляют квинтэссенцию социальных отношений. Эти отношения складываются лишь в процессе взаимодействия индивидов в организованных группах. Именно организованная группа может реально создать и действительно создает все необходимые параметры для всестороннего развития личности.

И, в-четвертых, гражданское общество только тогда достигает своей зрелости, а следовательно, и социальной действенности, когда приобретает системный характер. Данная системность носит не субординационный, а координационный характер. Здесь все социальные общности (организованные по интересам группы) не соподчинены друг другу, а взаимодействуют в соответствии с принятыми межгрупповыми социальными нормами. Некоторые из этих норм освящаются государством и приобретают силу государственных законов, иных государственных нормативных актов; другие - имеют форму межгрупповых соглашений и договоров, а третьи закрепляются в нравственных установлениях. Именно государственные, межгрупповые и нравственные нормативы приводят различные части, стороны и элементы негосударственной социальной управленческой структуры в систему, которая и выступает как гражданское общество.

Если обобщить рассмотренные особенности гражданского общества, то можно предложить следующее его определение. Гражданское общество есть система негосударственного социального самоуправления организованных групп населения. По самой своей природе и социальной сущности гражданское общество выступает как конструктивная оппозиция любой государственной власти. Оно является добровольным объединением оппозиционных сил, которые противостоят и вместе с тем продуктивно сотрудничают с государственной властью. Отстаивая интересы организованных групп населения, гражданское общество использует в основном легитимные средства и формы. Поэтому оно нуждается в правовом государстве, в котором все основные вопросы жизнедеятельности людей решаются па основе государственного права, узаконенных юридических норм.

Когда возникло гражданское общество? Практически все авторы склонны считать, что гражданское общество как негосударственная конструктивная оппозиция государственному управлению зарождается только с возникновением капитализма. Буржуазная частная собственность, правовая свобода личности, возможность создания организованных по социальным интересам групп населения создают реальные предпосылки для возникновения и развития буржуазного гражданского общества. Оно формируется и совершенствуется по мере становления и укрепления капиталистической общественной формации.

Каковы причины возникновения гражданского общества? Разные авторы дают разные ответы на данный вопрос, но чаще всего указывают на три такие причины: развитие политики (политического сознания и политической деятельности), коллективистских (корпоративных) и индивидуальных начал гражданственности1. Несомненно, все эти факторы оказывают самое непосредственное влияние на появление гражданского общества. Однако здесь надо учитывать и действие четвертого (экономического) фактора, который играет определяющую роль в возникновении данного общества - товарного производства и рыночных отношений. Только они выдвинули перед людьми задачу по созданию действенного механизма влияния на государство с целью реализации своих (и прежде всего, экономических) групповых интересов.

В обществе, где нет товарного производства и рынка (или они находятся в зародыше, неразвитом состоянии), а общественное разделение труда имеет примитивный характер, у людей нет потребности и возможности для создания организованных групп интересов. Государство здесь прямо и непосредственно воздействует на индивидов, у которых по большей части отсутствуют всякие формы социальной защиты от злоупотреблений государства и его должностных лиц. С появлением капиталистического производства и рынка, с усилением общественного разделения труда в обществе создаются реальные предпосылки для активизации экономической, политической и другой социальной деятельности, в результате чего и возникает гражданское общество.

Что необходимо, чтобы возникшее гражданское общество успешно развивалось? На этот счет имеются различные суждения. На наш взгляд, необходимыми условиями жизнедеятельности гражданского общества являются следующие.

1. Наличие у каждого члена общества достаточной частной собственности или законодательно закрепленного права на действительное совладение значительной групповой собственностью. Гражданин должен иметь не формальную, а реальную частную или групповую собственность, т.е. владеть, использовать и распоряжаться данной собственностью по своему усмотрению. В настоящее время и на обозримую перспективу именно реальная и социально значимая частная или групповая собственность являются экономической основой действительной свободы личности. Человек в современном мире только тогда обретает свободу в своих действиях и поступках, получает реальные условия для оптимального развития, когда становится социально значимым частным или групповым собственником. Та мизерная "частная собственность", которую получили российские граждане в результате приватизации в виде "ваучеров", конечно, не могла и не решила данной проблемы.

2. Наличие в обществе развитой социальной структуры, отражающей разнообразие интересов различных классов, социальных слоев и групп населения. При слабовыраженной, "размытой" социальной структуре человек связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод. Историческая практика свидетельствует, что неразвитость социальной структуры является социальной базой для возникновения и существования диктаторских, тоталитарных и авторитарных режимов. Чтобы успешно противостоять возникновению этих антидемократических режимов, люди должны самоорганизоваться в устойчивые группы и с их помощью защищать свои экономические, политические и другие интересы. Только оптимально организованное по интересам население создает развитую социальную структуру, которая и выступает одной из важнейших предпосылок возникновения и развития гражданского общества.

3. Наличие правового государства, когда государство и граждане равноответственны друг перед другом и перед законом, т.е. когда государственная власть и все граждане подчинены нормам права. Для обеспечения сдержек и противовесов правовое государство строится на принципах разделения власти на четыре ветви - законодательную, исполнительную, судебную и других органов; раздвоения (дихотомии) власти на две части - политическую и административную (аппаратную), а также четком разграничении государственных органов и негосударственных гражданских организаций, их функций и полномочий. Основой законодательства в правовом государстве служат естественные права человека - приоритетность интересов человека - гражданина над интересами государства; построение богатого государства из богатых и социально активных людей; равноправное подчинение закону любого гражданина; защищенность граждан от политического насилия, социального бесправия, всех форм геноцида и др.

4. Наличие достаточно высокого уровня гражданской культуры населения. Без этого люди оказываются не способными включаться в деятельность различных институтов гражданского общества и воспринимать ценности данного общества. Высокая гражданская культура предполагает высокий уровень развития людей, их внутренней свободы. Сама идея гражданского общества предусматривает постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и государства к более развитому и цивилизованному. Реализация этого движения обеспечивается договором о власти между гражданским обществом и государством, об их взаимных нравах, свободах и обязанностях.

Какова современная структура российского гражданского общества, на базе которого формируется система социального управления? Она сложна и многообразна, зависит от истории и уровня развития нашей страны. Судя по всему, в нее можно включить, как минимум, следующие социальные общности: естественно-исторические - семью, род, племя, народность, нацию; производственно-экономические - частные заводы, фабрики; коммерческие, сервисные и другие фирмы, тресты, корпорации; общественные классы, профессиональные союзы, ассоциации, клубы; общественно-политические - партии, движения, блоки, объединения, клубы; социально-психологические - конфессии, церкви, секты, ложи, клубы; социально-демографические - женские, молодежные, детские, ветеранские; благотворительные - фонды, инициативы, дома, ассоциации; экологические - общества, движения, объединения, инициативы, клубы; спортивные - общества, клубы, союзы, секции; местные - муниципальные образования (местное самоуправление), территориальное общественное самоуправление.

Очевидно, что определяющую роль в этом множестве общностей (элементов) гражданского общества играют общественно-политические и производственно-экономические общности. Они располагают наибольшими возможностями для действенного влияния на политику государства и его гражданскую службу. С этой целью они создают различные вспомогательные структуры: исследовательские, аналитические, прогнозные, экспертные, консультационные и др.

При этом следует обратить внимание на два момента. Во-первых, социальные общности в своем большинстве сами по себе непосредственно (например, семья, нация, завод, класс) не имеют необходимых механизмов влияния на государство и как раз для этого создают "организованные группы интересов". Большинство других перечисленных социальных общностей сами выступают в качестве "организованных групп интересов". Во-вторых, история свидетельствует, что в развитом капиталистическом и постиндустриальном обществах помимо традиционных четырех классов (капиталистов и рабочих, землевладельцев и крестьян) возникает еще один класс, который получил название "среднего класса". В него обычно включают высокооплачиваемую интеллигенцию, которая составляет 75-80% среднего класса, а также городских и сельских средних собственников, рабочих высокой квалификации, зажиточных фермеров (образующих в совокупности 20-25% в составе среднего класса). В некоторых странах Европы и Америки средний класс включает 60-70% населения. Именно он и составляет социальную базу современного гражданского общества. Поскольку средний класс имеет гетерогенный (неоднородный) характер, в нем также формируются различные "организованные группы интересов".

Итак, общество в условиях товарного производства и рынка дифференцируется в конечном счете на "организованные группы интересов", которые в совокупности и образуют гражданское общество. Что они собой представляют? Каков характер взаимодействия организованных групп интересов с государством и гражданской службой?