Выводы

1. Социальная политика государства нацелена на обеспечение социальной стабильности. Основными направлениями социальной политики являются перераспределение доходов, оказание социальной защиты, предоставление социальных благ.

2. Неравномерное распределение собственности на экономические ресурсы – основа неравенства в доходах. Иные причины неравенства в доходах лежат в отношении общества к индивидам и прежде всего в дискриминации, т.е. неравенстве индивидов в обществе по социальным, политическим, родственным, этническим, гендерным и другим причинам. В результате возникает дифференциация доходов, т.е. различие, неравенство доходов на душу населения.

3. В развитых странах различие в доходах смягчается большой величиной даже минимальных доходов, поэтому в этой группе стран можно говорить об относительной бедности, т.е. меньших доходах малообеспеченных домохозяйств по сравнению с большими доходами богатых домашних хозяйств. В менее развитых странах дифференциация доходов сосуществует с большими масштабами абсолютной бедности, т.е. нехватки доходов для обеспечения первичных (основных, базисных) потребностей человека, т.е. в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности называется минимальной потребительской корзиной. Пересчитав потребительскую корзину в текущих ценах и добавив обязательные сборы и платежи (прежде всего НДФЛ), мы получим стоимостную величину, называемую прожиточным минимумом.

4. Бедность можно определить как состояние, при котором доход на члена семьи ниже прожиточного минимума (черты бедности). Основная масса бедных в России – это люди, работающие и имеющие неплохой по мировым стандартам уровень образования, но которым мало платят. Подобная ситуация объясняется главным образом тем, что основная часть доходов в обществе олигархического государственного капитализма достается отнюдь не основной части населения. В экономической теории все больше распространяется комплексный подход к бедности, который рассматривает бедность не только как низкий доход, но и как ограниченный доступ к первичным социальным благам (здравоохранению, образованию). Индекс многомерной бедности состоит из индикаторов, объединенных в три группы одинакового веса – здравоохранение, образование, имущественный жизненный уровень. Наихудшие показатели индекса многомерной бедности наблюдаются в странах Тропической Африки, но наибольшее количество "многомерно" бедных проживает в Индии.

5. Для измерения неравенства в доходах между высшим и низшим по доходам квинтилями населения используется квинтильный коэффициент, который рассчитывают делением доли в денежных доходах наиболее богатого квинтиля (дециля) на долю беднейшего квинтиля (дециля). При использовании децилей (сравнивая наиболее богатый дециль с наиболее бедным) говорят о коэффициенте фондов (децильном коэффициенте). Еще более популярен коэффициент (индекс) Джини, тоже показывающий меру неравенства в распределении доходов. В России коэффициент Джини в прошедшие два десятилетия нарастая, достигнув 0,423 к концу прошлого десятилетия, превысив соответствующие показатели в США, Японии и Германии.

6. Общество стремится смягчить неравенство в доходах. Этим занимается прежде всего государство за счет прогрессивного налогообложения состоятельных домохозяйств. Однако в неоклассическом и особенно в неолиберальном направлениях экономической теории считается, что прогрессивное налогообложение снижает эффективность производства благ, потому что уменьшает тягу владельцев экономических ресурсов к их максимальному использованию (т.е. нарушается второе условие оптимальности по Парето), так как максимальный доход будет обложен максимальной ставкой налога. Это ситуация квази-оптимума, если использовать критерий Калдора – Хикса. Насколько прогрессивным (в смысле повышения ставки налога для более богатых квинтилей) может быть налогообложение состоятельных граждан, или, говоря по-другому, насколько велик может быть компромисс общества между эффективностью и равенством, называемый часто по-другому – дилемма эффективности и справедливости? Все зависит от сложившихся в том или ином обществе социального, политического и культурного механизмов.

7. В самом общем виде качество жизни – это не только экономические (преимущественно доходы), по и внеэкономические аспекты нашей жизни. Разработанный в США для оценки качества жизни индекс настоящего прогресса учитывает 26 показателей, охватывающих состояние здоровья и образованности, экологии, преступности и насилия, общественной жизни, продолжительности домашнего труда и свободного времени. Эти показатели служат поправками (добавками или вычетами в зависимости от того, ухудшаются они или улучшаются) к величине личного располагаемого дохода в постоянных ценах, скорректированного на индекс Джини. Однако сложность и субъективность измерения этого индекса делают более популярным более простой индекс качества жизни, разработанный Программой развития ООО и называемый "индексом человеческого развития". Это композитный индекс, равный среднеарифметическому трех субиндексов – долголетия, знаний, уровня жизни.

8. Ассигнования на проведение социальной политики составляют основу бюджета почти всех стран мира. В свою очередь, государственный бюджет всюду финансируется преимущественно за счет налогов, в том числе на доходы физических лиц (подоходный налог), а в развитых странах это вообще главный но поступлениям в бюджет налог. В соответствии с принципом социальной справедливости в большинстве стран мира этот налог имеет пропорциональную шкалу, что вызывает критику со стороны неолиберального и отчасти неоклассического направлений экономической теории, указывающих на то, что это снижает эффективность. Неолибералы и неоклассики также критикуют эффективность проведения социальной политики. Артур Оукен сравнивал перераспределение доходов от богатых к бедным с дырявым ведром, утечки из которого происходят из-за затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ аппарата проведения социальной политики и ее частой неэффективности (например, социальные трансферты нередко идут не по адресу, а их высокий размер в развитых странах иногда ведет к тому, что получатели трансфертов облениваются).

9. Социальная защита (социальное обеспечение, социальное страхование) – это государственная поддержка уязвимых групп населения. Она осуществляется прежде всего через социальные трансферты (социальные выплаты), т.е. выплаты уязвимым группам населения в денежной (пособия, стипендии и т.д.) и в натуральной (бесплатные лекарства, бесплатный проезд на транспорте и др.) форме. Социальные выплаты составляют седьмую часть всех денежных доходов населения России. Одновременно они иллюстрировали частичную правоту того, что Артур Оукен называл "дырявым ведром": ими были охвачены только 70% бедных и во многом из-за того, что 40–50% этих выплат осуществляются безадресно, т.е. не принимая в размер доходы домохозяйства.

10. Обычно главные по размеру социальные трансферты получает пенсионная система, которую государство частично финансирует. Финансирование пенсий осуществляется двумя принципиальными способами – распределительным (государство собирает налоги с работающих и (или) работодателей для распределения собранных сумм в качестве пенсий нынешнему поколению пенсионеров) и накопительным (пенсии выплачиваются из ранее накопленных взносов). В рамках национальных пенсионных систем два этих способа обычно сосуществуют. В России распределительным способом финансируется та часть пенсии, которая образуется за счет обязательных отчислений работодателей в Пенсионный фонд России (они отчисляют туда 26% от фонда заработной платы), а накопительным способом финансируется вторая часть пенсии – это индивидуальные пенсионные счета работников, пополняемые за счет взносов государства. Обе части пенсии образуют систему обязательного пенсионного обеспечения, параллельно с ней существует система добровольного пенсионного страхования, которая финансируется самими будущими пенсионерами и (или) их фирмами-работодателями через частные пенсионные фонды. Помимо финансирования индивидуальных пенсионных счетов, которое является социальным трансфертом, российское государство предоставляет для пенсионной системы социальный трансферт и в другой форме – ПФР не хватает средств для выплаты пенсий, и федеральный бюджет его субсидирует. В целом за счет государства финансируется около половины выплачиваемых в России пенсий.

11. Из-за провалов рынка государство вынуждено само заниматься предоставлением общественных благ – обороной, правоохранительными услугами и др. Часть общественных благ традиционно считается имеющими большое социальное значение: в первую очередь это здравоохранение и образование (так называемые первичные социальные блага), во многом – жилье, в меньшей степени – культура и искусство, физкультура и спорт, индустрия отдыха. В сущности, государство финансирует в той или иной степени большинство отраслей социальной сферы.

Термины и понятия

Личный располагаемый денежный доход

Конечное потребление домашних хозяйств

Уязвимые группы населения

Дискриминация

Дифференциация доходов

Относительная бедность

Абсолютная бедность

Первичные потребности

Прожиточный минимум

Бедность

Индекс многомерной бедности

Кривая Лоренца

Квинтильный коэффициент

Коэффициент фондов (децильный коэффициент)

Коэффициент (индекс) Джини

Неравенство доходов

Неравенство возможностей

Социальная мобильность

Компромисс общества между эффективностью и равенством (дилемма эффективности и справедливости)

Качество жизни

Индекс человеческого развития

Общая удовлетворенность жизнью

Социальная политика

"Дырявое ведро" Оукена

Социальная защита (социальное обеспечение, социальное страхование)

Социальные трансферты (социальные выплаты)

Коэффициент замещения