Гражданская служба и "электронное (открытое) правительство"
Вполне очевидно, что организация государственного управления в большей степени, чем другие организационные структуры, нуждается в современном высококлассном информационном обслуживании, потому что административно-управленческая деятельность органов власти, особенно обоснованность управленческих решений, во многом зависит от унифицированности, полноты и качества информационных ресурсов, которыми они обладают.
Качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и другие проблемы выдвигают на первый клан решение глобальной задачи - формирование в России единого информационного пространства, обеспечивающего необходимую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Эта задача была сформулирована в правительственной программе "Электронная Россия", принятой в 2002 г.
Информационно-коммуникационные технологии (англ. IT) способны поднять государственное управление на новый уровень, отвечающий современным тенденциям социально-экономического развития, в том числе постоянным угрозам государству и праву. Внедрение этих технологий в работу государственного аппарата значительно повышает эффективность его внутренних (делопроизводство) и внешних (взаимодействие с гражданами и бизнесом) отношений.
Новое качество государственного управления, переведенного на базу IT -технологий, позволит интегрировать информационные ресурсы, создать единую систему анализа, прогнозирования, моделирования и поддержки управленческих решений. Очевидно, что электронный документооборот резко уменьшает количество рутинных операций, а значит и риски, связанные с человеческим фактором, ускоряя процесс, повышая прозрачность движения документов и формируя у сотрудников навыки самостоятельной и ответственной работы.
С точки зрения отношения к внедрению новых информационных технологий всех гражданских служащих условно можно поделить на две неравные группы в соответствии с условной шкалой активности. В этом случае на одном из полюсов будет находиться ряд сторонников и энтузиастов внедрения нового веб-стиля работы, а на другой, которых большинство, - индеферентных работников, но использующих электронную технику в разумных пределах и воспринимающих происходящее как должный и неизбежный этап научно-технического прогресса.
Внедрение IT -технологий в систему общественной жизни меняет саму организационно-управленческую культуру общества - реально разрушает традиционную стену между управляемыми и управляющими, вводит и тех и других в режим диалога, компромисса, когда управляемые реально могут рассчитывать на то, что управляющие будут рассматривать их скорее как клиентов и даже партнеров, нежели как социальное бремя. На основе этих технологий в конце XX в. зародилась идея об "электронном правительстве", которая набирает обороты и в настоящее время уже получила реальные формы.
Электронное правительство - это эффективно и продуктивно работающая па базе цифровых IT -технологий система оказания услуг политический руководителям, гражданам и бизнесу, а также межведомственных услуг. По своей сути данный управленческий орган есть форма народовластия XXI в/, элемент гражданского общества. Стало быть, электронное правительство - это, прежде всего, гражданские служащие, объединенные электронными технологиями в единый управленческий центр, работающий под руководством федерального правительства. При этом в отношении национального правительства замерялись три параметра, из которых и складывался индекс развития электронного правительства: присутствие в Интернете; развитие телекоммуникационной инфраструктуры; развитие человеческого капитала.
По данным ООН, к 2006 г. число стран, использующих Интернет-технологии для оптимизации своей работы и взаимодействия с гражданами (электронное правительство), увеличилось до 183. А десять стран во главе с Исландией, Финляндией, Новой Зеландией, Данией, Сингапуром и др., по данным ежегодного всемирного исследования "Реализация концепции электронного правительства" в области автономизации государственного управления, приближаются к 100%-пому охвату правительственных услуг онлайновым режимом.
Здесь же впервые был дан рейтинг стран по "электронной готовности" и "электронному участию". "Готовность" складывается из образовательного уровня населения, уровня развития инфраструктуры и информационных сервисов, а "участие" определяется степенью открытости государства для взаимодействия с гражданами через Интернет. Самыми "готовыми" оказались Исландия и Финляндия, а самыми "открытыми" - Великобритания и США. Россия по данному рейтингу заняла лишь 27-е место в мире по "готовности" и 39-е - по "открытости".
Программа создания в России электронного правительства и единой системы электронного документооборота, который должен прийти на смену бумажному, разрабатывается в рамках утвержденной 27 сентября 2004 г. Правительством РФ Концепции, которая призвана определить основные направления информатизации органов власти России.
Основной целью использования информационных технологий в деятельности министерств и ведомств является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры. Она будет включать в себя государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.
Сущность электронного правительства заключается в том, что властные структуры разных уровней будут активно использовать современные информационно-коммуникационные технологии для непосредственного предоставления информации и услуг потребителям - как гражданам, так и организациям. Хотя главным фигурантом в этой ситуации является государственно-административный и муниципальный персонал, электронное правительство - это в значительной мере элемент гражданского общества, такое состояние человеко-компьютерной среды, которое позволяет большинству населения участвовать в подготовке, принятии и выполнении государственно-социальных решений.
Таким образом, электронное правительство в современной России стало реальностью, пусть пока и несовершенной. Но даже и оно не только информирует жителей страны о планах государственного управления, но и дает людям возможность обсуждать различные проблемы и высказывать свою точку зрения. В результате внедрения в работу государственного аппарата подобных стандартов, все большее количество услуг государства приобретают новое качество, становятся информационными услугами. В этой ситуации необходимо создавать не только технико-технологическую и правовую, но и социальную готовность к жизни в информационном обществе.
В последнее время термин "электронное правительство" в России стал заменяться другими понятиями. Определенное время эту структуру называли "большое правительство", а сейчас данный институт связи между обществом и властью как и в других странах именуемый "открытое правительство" (англ open government). На него возлагаются большие надежды в сфере прорывных технологий но совершенствованию системы государственного управления и кадровой политики, развитию конкуренции и предпринимательства, а также по противодействию коррупции.
"Открытое правительство" - это механизм постоянного и прямого информационного обмена между органами государственной власти, иными официальными структурами и гражданским обществом. Прозрачность действий власти - основное условие взаимного доверия в обществе и эффективности государственной политики. Серьезную роль в данной работе призваны выполнять профессиональные экспертные сообщества. Координирующей структурой могла бы стать специальная комиссия, а основной экспертной площадкой - экспертный совет при Правительстве России. Одной из задач этих структур будет разработка ключевых показателей эффективности деятельности Правительства и отдельных федеральных органов исполнительной власти, а также мониторинг процесса достижения нелепых ориентиров во взаимодействии с гражданским обществом.
С лета 2011 г. должна была заработать означенная система "открытого правительства". Однако эту новацию пришлось несколько отложить. Многие области, края и республики сделали достаточно много в сфере развития и использования информационных технологий, но не все, что не позволяет запустить данный процесс в целом по России.
Среди наиболее успешных выделяется Татарстан, где уже вполне реально персонифицируются контакты конкретного гражданина с гражданскими служащими. Госуслуги в электронном виде здесь можно получить как с помощью персональных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, так и через инфоматы, которые впервые появились именно в данной республике. С января по октябрь 2011 г. спрос на электронные услуги вырос в пять раз. С их помощью оплачивается 32% штрафов ГИБДД, 59% родителей воспользовались услугой "электронная очередь в детсад". Ежемесячно более 700 родителей с помощью компьютера отправляют вопросы и предложения в детские сады, а также получают соответствующие вопросы. Оформление каждого пятого загранпаспорта происходит через получение услуги в электронном виде. Таким же образом 74% всех пар записывались па подачу заявления в ЗАГС.
С помощью электронной обратной связи в республике организовано и получение информации от абонентов о качестве сотовой связи, а также от проживающих жильцов о качестве проведения капремонта в многоквартирных домах и т.д. В ближайшие годы в Татарстане намерены добиться того, чтобы каждая вторая государственная услуга оказывалась гражданам в электронном виде. Из опыта видно, что значительная часть чиновников в какой-то мере препятствует внедрению управленческих технологий, лишающих их власти.
Острейшая проблема нашей страны состоит в том, что в сфере информационных технологий пока пет системной работы. Каждая область, республика, министерство, ведомство, промышленная или торговая компания имеют, по большей части свои 1Т-программы. Все они работают в разных системах, ни одна из них не совпадает с другими, между ними нет никакого обмена. Поэтому здесь первостепенной задачей выступает создание общероссийского сайта универсального для всех министерств и муниципалитетов. Это даст возможность централизованно обмениваться информацией, постоянно ее обновлять.
Российская программа действий информационного общества основана на стратегии опережающего развития. Наша страна не собирается "догонять" технологически развитые страны, а намерена конкурировать с ними на равных. И как максимум - стать лидером в сфере информатизации уже в ближайшем будущем. Очевидно, что проникновение информационных технологий во все сферы жизни постепенно начинает приносить результаты.
По существу, административная реформа состоит из трех частей - реформы государственной (и особенно гражданской) службы, реформы федеративных отношений и реформы федеральных органов исполнительной власти. Из этих трех частей наиболее "продвинутыми" в настоящее время являются реформы федеративных отношений и реформы федеральных органов исполнительной власти. Реформы государственной (в том числе гражданской) службы пока далеки от завершения. Проводимые преобразования могут быть эффективными только при использовании информационных технологий.
Преобразования в органах федеральной исполнительной власти это самая болезненная составляющая административной реформы. Главной задачей изменения структуры правительства было разделение функций: регулятивных (министерства), контрольно-надзорных (службы) и по оказанию услуг (агентства). Однако и то, что уже сделано, в том числе и в информационном плане, позволяет выстроить эффективную, понятную для граждан систему управления.
Каковы предпосылки внедрения информационных технологий "открытого правительства"? Реализуемые в настоящее время программы социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления предусматривают мероприятия, направленные на: 1) повышение квалификации гражданских служащих и уровня технической оснащенности гражданской службы; 2) обеспечение информационной открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности федеральных и региональных органов государственной власти; 3) формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры на территории страны; 4) обеспечение роста объемов финансирования государственных программ и проектов, предусматривающих использование информационных технологий в государственной деятельности; 5) распространение опыта успешного использования информационных технологий в деятельности федеральных и региональных государственных органов.
Внедрение данных информационных технологий, как показывает практика, осуществляется интенсивными темпами. В ряде государственных органов созданы основы информационно-технологической инфраструктуры, формируется организационно-методическое и кадровое обеспечение эффективного использования информационных технологий.
На федеральном и региональном уровне образованы органы, ответственные за формирование и реализацию государственной политики в сфере использования информационных технологий, определен порядок создания координационных и совещательных органов в этой сфере. Повышается качество управления процессами использования информационных технологий. России, помимо прочего, нужна действенная модель управления государственной гражданской службой, объединяющая и совмещающая прогрессивные административные структуры на базе современных инфо-коммуникационных технологий.
Выводы
o Объективная основа государственной властной верти-кати в России в основном уже создана. Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. № 159, подчинивший руководителей исполнительной власти субъектов Федерации федеральному президенту и законодательным собраниям территорий, обеспечит соответствующую политическую субординацию. Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 и постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 в значительной мере соподчинили федеральному центру и региональные отраслевые исполнительные органы субъектов РФ. Основную нагрузку по взаимодействию и координации с ними будут выполнять федеральные территориальные органы.
o Сохраняющееся в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ положение об "акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы" (ч. 1 ст. 26), который предшествует заключению "служебного контракта", является тоталитарной отрыжкой прошлого, ставящим гражданского служащего в полную зависимость от политического и административного руководителя конкретного государственного органа. Если мы хотим иметь теоретически грамотных и профессионально подготовленных гражданских служащих, то акт о назначении следует из этого закона изъять, а поступление на гражданскую службу осуществлять через федеральные или региональные органы по управлению гражданской службой по результатам конкурса через заключение служебного контракта.
o Современные информационно-коммуникационные технологии способны поднять государственное управление на новый уровень, отвечающий современным тенденциям социально-экономического развития. Внедрение этих технологий в работу государственного аппарата значительно повышает эффективность его внутренних (делопроизводство) и внешних (взаимодействие с гражданами и бизнесом) отношений.
o На основе договора социального мира, ориентированного на партнерские отношения между управляемыми и управляющими, в конце XX в. зародилась идея об "электронном (открытом) правительстве". За последние годы она набирала все больше сторонников и в настоящее время уже получила реальные формы. Электронное (открытое) правительство - это эффективно и продуктивно работающая па базе цифровых IТ-тсхнологий система оказания информационных услуг гражданам и бизнесу, а также межведомственных услуг. По своей сути данный управленческий орган есть форма народовластия XXI в., элемент гражданского общества.
o По данным ООН, к 2006 г. число стран, использующих интернет-технологии для оптимизации своей работы и взаимодействия с гражданами (электронное правительство), увеличилось до 173. Здесь же впервые был дан рейтинг стран по "электронной готовности" и "электронному участию". Самыми "готовыми" оказались Исландия и Финляндия, а самыми "открытыми" - Великобритания и США. Россия по данному рейтингу заняла лишь 27-е место в мире по "готовности" и 39-е - по "открытости".