Выводы
o Публичная служба Франции объединяет государственную и местную публичные службы, для которых установлен единый табель классификации персонала, должностей и рангов.
Правовая доктрина и административная практика различают два понятия в государственном управлении: чиновник и служащий. Чиновник - это лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в штат и получивший ранг в административной иерархии. Сюда относятся работники центральной государственной администрации и администрации регионов, департаментов, коммун и их учреждений. Они делятся на категории, ранги (классы) и ступени. Направляющую роль в карьерном процессе играют категории, которых четыре: А, В, С и В.
Служащим называют работника, основной деятельностью которого является участие в несении административной службы в пользу государственного органа. Отсюда, все чиновники являются публичными служащими, но не все служащие являются чиновниками. Чиновник связан с публичной службой на всю профессиональную жизнь, тогда как служащие такого качества не имеют. К ним относятся: почасовики (не более 120 часов в месяц), контрактники (сроком до трех лет), помощники (для выполнения временной работы) и чиновники-стажеры (сроком от шести месяцев до двух лет).
o В ФРГ публичная служба означает деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления. В нее включаются публичные служащие (чиновники), служащие и рабочие. Закон устанавливает четыре уровня должностей публичной службы: нижний (простая служба); средний (средняя служба); повышенный (ответственная служба); высший (высшая служба).
Публичным служащим (чиновникам) в пределах каждого уровня присваиваются ранги. Всего их 16: А1-А5 -низшие ранги (вспомогательно-технический персонал); А6-А9 - средние ранги (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10-А13 - высшие ранги I ступени (правительственные инспектора, регирунгс-амтсманы); А14-А16 - высшие ранги II ступени (высшие правительственные советники).
Особую группу составляют политические и почетные чиновники. К первой группе относятся те, кто приходит и уходит со своих постов вместе с правительством или отдельным министром. Ко второй - которых назначают на почетные должности без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение.
Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о публичной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. В настоящее время численность чиновников в Парламенте достигает более 40% всего состава.
o Гражданская служба Великобритании связана в основном с работой министерств и исполнительных агентств ("кванго"). Она включает внутреннюю гражданскую службу и внешнюю (дипломатическую) службу.
Институт современной гражданской службы делится на старших, средних и младших администраторов. В группу старших включается семь ступеней: 1 ступень - постоянный секретарь, 2 ступень - заместитель постоянного секретаря, 3 ступень помощник секретаря, 4 ступень - исполнительный директор, 5 ступень - ассистент секретаря, 6 ступень - старший принципал, 7 ступень - принципал. Группа средних администраторов также распределяется по ступеням. В их числе главный исполнитель, старший исполнитель, стажер-администратор, исполнитель, помощник администратора. Сюда же примыкает и группа научных работников и технических специалистов. В группу младших администраторов входит вспомогательный научно-технический персонал, включающий делопроизводителей, чертежников, канцелярских работников, выполняющих главным образом исполнительскую работу.
o Государственная (гражданская) служба США делится на федеральную, 50 отдельных штатов и одного федерального округа, а также аппаратов органов местного самоуправления. Основу организации федеральной государственной службы составляют три части (сегмента) служащих: "конкурсные", "патронажные" и "исключительные". Законодательством выделяются следующие группы служащих: 1) карьерные, продвигающиеся по службе в соответствии с "системой заслуг"; 2) нанимаемые на определенный срок (до трех лет); 3) нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 месяцев); 4) служащие на резервируемых должностях (что определяется Управлением по делам государственной службы); 5) некарьерные служащие (занимающие, главным образом, "патронажные" должности).
Профессиональные государственные служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям. Первые четыре категории относятся к нижнему персоналу административных учреждений, т.е. непосредственным техническим исполнителям (до 21% общего числа служащих). Категории 5-8 охватывают квалифицированных работников, требующих специальных знаний. Это также исполнительский технический персонал, но высшей квалификации, имеющий дипломы высших учебных заведений (до 31%). Служащие 9-15 категорий относятся к среднему руководящему персоналу (до 46%). Высшим руководящим составом аппарата государственных учреждений являются служащие 16-18 категорий (до 2%). Как правило, они возглавляют бюро и отделы.