Гражданин, гражданство. Права человека и гражданина
Взаимоотношения личности (человека), гражданина и государства имеют особую юридическую форму в виде "гражданства". Это понятие в юридической литературе, как правило, определяется так: "гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека"[1].
По-видимому, ОГЛАВЛЕНИЕ гражданства как правовой связи личности с государством заключается в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей. Такой вывод соответствует пониманию гражданства как правоотношения, субъектами которого выступает и гражданин, и государство. Факт гражданства дает право каждому гражданину требовать от других граждан, а также от органов государства, должностных лиц и др. уважения и признания всех его прав и свобод, а последние обязаны выполнять это требование и соответствующим образом строить свое поведение. Из факта гражданства вытекает право и возможность государства требовать от гражданина исполнения всех правовых предписаний. В свою очередь государство обязано охранять интересы гражданина, сто права и свободы.
Конституция РФ, базируясь на общепризнанных нормах международного права, закрепляет следующие основные принципы российского гражданства:
– единое гражданство Российской Федерации;
– равное гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения;
– обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами, свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ;
– невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;
– защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;
– невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.
Впервые на конституционном уровне (ст. 62 Конституции РФ) гражданину Российской Федерации предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Эта возможность реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Отметим и то, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не снижает значения его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, предопределяемых российским гражданством.
Порядок приобретения и прекращения российского гражданства регулируется Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".
Конституция РФ закрепляет важный принцип, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных законом или международным договором Российской Федерации.
Как видим, используемый в Конституции РФ термин "каждый" означает, что речь идет об определенном обобщении, означающем, что права и свободы распространяются не только на российских граждан, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Назовем в связи с этим следующее конституционное положение: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ст. 23).
Вместе с тем ясно, что большинство прав принадлежит лишь гражданину России. В частности, ст. 33 Конституции РФ устанавливает: "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и органы местного самоуправления". Очевидно и то, что в случае совершения правонарушения гражданин должен нести юридическую ответственность по законам своего государства. В отношении гражданина иностранного государства могут действовать и иные правила.
Определение в законе гражданства как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Права человека и гражданина. Права человека – права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек, член сообщества людей. Предпосылка возникновения прав человека – объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования. Поэтому права человека признаются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности и индивида, и общества. К их числу прежде всего относятся право на жизнь, право собственности, право на создание семьи, неприкосновенность личности, свободу и т.д. Они принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное осуществление прав человека – один из основных признаков развитости гражданского общества.
Права человека получают официальное закрепление в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах и др.[2] Такие права признаются международным сообществом, рассматриваются в качестве обязательных для всех государств мира, не зависят от их социально-экономического строя.
Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией. Это значит, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты нрав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Таким межгосударственным органом является Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Конституцией РФ предусмотрен также специальный институт, осуществляющий контроль за соблюдением прав человека и гражданина – уполномоченный по правам человека. Соответствующие нормы, относящиеся к этому институту, предусмотрены Конституцией РФ, содержатся в Федеральном конституционном законе от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Существенно то, что институт Уполномоченного по правам человека учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Главное в том, что происходящие в обществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, на наполнение свободы личности новым ОГЛАВЛЕНИЕм.
Особая значимость принадлежит принятой в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, ставшей органической частью Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.
Конституция РФ закрепляет принципиальные положения, связанные с понятием права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека определяются как высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина закрепляются как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).
Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
Конституция РФ использует такие понятия, как "человек", "гражданин", которые различаются в терминологическом и содержательном смысле.
Прежде всего имеется в виду то, что на территории каждого государства находятся не только его граждане, но и иностранцы и лица без гражданства. По-видимому, по отношению к ним речь должна идти не о правах гражданина, а о правах человека. В частности отметим, что правовое положение иностранных граждан, соответственно их права определяются национальным законодательством государства местонахождения и заключенными международными договорами и соглашениями.
К тому же по своему содержанию понятия "человек" и "гражданин" различаются разным объемом прав. Скажем, обладание политическими правами непосредственно связано с принадлежностью к российскому гражданству. Обязанность защищать Отечество, нести военную службу относится только к гражданам Российской Федерации.
В Конституции РФ закрепляется институт гражданства Российской Федерации (ст. 6, 61, 62), перечисляются права и обязанности российских граждан (ст. 31 –33, 59), определяются формы и средства их защиты (ст. 61).
Конституционные права и свободы составляют не только ядро правового статуса личности, но и являются основополагающей предпосылкой, основой всех других прав. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения – на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.
В Конституции РФ разделения прав на группы нет. Объяснение этому может заключаться в том, что все классификации прав личности относительны, условны. Как видно, одно и то же право может иметь отношение к разным группам, скажем, личное право свободы может быть отнесено и к политическим правам, и к свободе художественного творчества, и др. Уделим внимание краткой характеристике основных прав и свобод с учетом их группового обособления.
1. Личные права и свободы являются по своей сути правами и свободами человека, т.е. каждого индивида, и не производны от принадлежности к гражданству государства, не предопределяются им. Они составляют основу правового положения личности, охватывают фундаментальные аспекты ее свободы, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне.
Они отражены в ст. 20–29 Конституции РФ и представлены в значительно большем объеме, чем это было в предшествующих, советских конституциях. Личные права включают:
– право на жизнь;
– право на свободу и неприкосновенность личной частной жизни, жилища;
– тайну переписки, телеграфных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений;
– свободу передвижения и выбора места жительства;
– свободу совести, свободу мысли;
– свободу выбора национальности и выбора языка общения.
Личные права производны от естественного права на жизнь и свободу, выражают гуманистические основы жизни общества, призваны обеспечить индивидуальность личности в отношениях с другими людьми и государством.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
– по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида, и не связаны непосредственно с наличием гражданства, принадлежностью к определенному государству;
– эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
– они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.
Значимость личных прав и свобод индивидов подтверждается тем, что именно они открывают главу о нравах и свободах человека и гражданина. Известно, что в предшествующих советских конституциях последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала закреплялись социально-экономические, затем политические и личные права и свободы.
Следует отметить, что некоторые из конституционных статей, фиксирующих права и свободы личности, отличаются декларативным характером, не обеспечены механизмом реализации, например ст. 27 Конституции РФ.
Согласно содержанию этой статьи, "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". В действительности это не так, о чем, в частности, свидетельствуют нередкие публикации в российских газетах.
2. Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права "каждому" человеку от рождения, а политические – только "гражданам" государства. Политические права нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин – это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь, способствовать проявлению инициативы личности в политической сфере. Сказанное подтверждается ОГЛАВЛЕНИЕм ст. 31–33 Конституции РФ.
К политическим правам и свободам относятся:
– свобода слова, право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии, право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия;
– право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным;
– право на равный доступ к государственной службе;
– право на участие в отправлении правосудия;
– право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано каждому гражданину, осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей.
Непосредственные формы реализации рассматриваемого права – это: участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и др.
Особенность рассматриваемых прав в том, что они могут быть реализованы как индивидуально (право на равный доступ к государственной службе), так и коллективно (право на шествия, демонстрации). Показательны в этом плане п. 4, 5 ст. 29, ст. 30, п. 4, п. 5 ст. 32 Конституции РФ и др.
Государство признает, соблюдает и защищает политические права гражданина, так же как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ).
3. Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека, предусматривают его возможности отстаивать, реализовать свое право на достойную жизнь, на защиту от экономического произвола, на овладение культурными ценностями общества. Эти нрава закреплены в ст. 8, 9, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 42, 43, п. 1, 2 ст. 44 Конституции РФ и включают:
– право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность;
– право частной собственности, включая право собственности на землю;
– право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности;
– право на социальное обеспечение;
– право на жилище;
– право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
– право на образование;
– свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания; право на благоприятную окружающую среду и др.
Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод нередко не содержит необходимого механизма реализации. Многие конституционные положения (ст. 40 – право на жилье, ст. 38 – защита материнства и детства, ст. 43 – право на высшее образование и др.) объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями. В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях существующей безработицы, о праве на жилье в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья, и т.д.
Права и свободы человека в юридической литературе также подразделяются на абсолютные и относительные.
Первые – это такие фундаментальные личные права человека, ограничение или временное приостановление которых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, право на судебную защиту и др.
Вторые – те, которые могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.
Очевидно, возможности личности в различных сферах общественной жизни ограничиваются определенными требованиями, которые к ней предъявляет государство. Такие требования, как известно, принимают форму юридических обязанностей, т.е. необходимого должного поведения. Это подтверждает общепризнанное правило: нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.
В Конституции РФ закреплена система юридических обязанностей, представляющих собой существенный элемент взаимодействия личности и общества, государства. В их числе есть такие обязанности, которые касаются только российских граждан (например, обязанность защищать Отечество).
Вместе с тем большинство юридических обязанностей в качестве установленных законодательством мер должного поведения обязанных субъектов распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. К таким обязанностям относятся следующие:
– соблюдать Конституцию РФ и законы страны (п. 2 ст. 15 Конституции РФ);
– уважать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17 Конституции РФ);
– заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ);
– заботиться о памятниках истории и культуры (п. 3 ст. 44 Конституции РФ);
– сохранять окружающую среду (ст. 59 Конституции РФ);
– получение основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ) и др.
Изложенный материал может служить основанием для следующего вывода: конституционные (основные) права, свободы и обязанности важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством.
Взаимная ответственность государства и личности - необходимый показатель их взаимодействия. Он выражает нравственные и правовые начала в отношениях между государством как носителем политической власти и конкретным гражданином.
Именно государство в лице его органов является основным гарантом осуществления прав, свобод и законных интересов граждан, берет на себя обязанность их обеспечивать. Это, в частности, проявляется в следующем.
1. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право па возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Имеется в виду обязанность государства возместить причиненный вред в связи с наличием такого основания ответственности, как незаконные действия (или бездействие) соответствующих государственных органов (должностных лиц).
2. Статья 1069 ГК РФ устанавливает обязанность государства возместить вред гражданину, если таковой был причинен в результате незаконных действий либо бездействий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа самоуправления.
3. Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного заключения под стражу или незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, такой вред возмещается за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Следовательно, государство берет на себя обязательство возместить причиненный ущерб вне зависимости от причины нарушения прав гражданина.
Личность также песет ответственность в отношениях с государством. При совершении гражданином противоправного деяния к нему применяются меры юридической ответственности, соответствующие тяжести совершенного правонарушения, либо правовосстановительные средства компенсационного характера.
Таким образом, гражданин и государство – носители взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, в соответствии с которыми может строиться их взаимная юридическая ответственность.
Как видим, теория государства и права рассматривает и изучает в этой сфере отношений лишь некоторые самые общие черты взаимодействия гражданина и государства. Основное ключевое звено такого взаимодействия заключается в обеспечении необходимых условий для нормальной жизнедеятельности общества. Для этого каждая из сторон рассматриваемого отношения "государство – гражданин" должна строить свои действия на основе права, принципа законности, ориентации на ценности демократического общества.