Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений
Элементы гражданско-правового статуса физического лица. Граждане (физические лица) различаются по своим именам, национальности, гражданству, вероисповеданию, возрасту, полу и семейному положению.
В соответствии со ст. 19 ГК гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Закон допускает возможность использования гражданином вымышленного имени (псевдонима), перемены им своего имени в установленном порядке. Одновременно не допускается приобретение прав и обязанностей под именем другого лица.
Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-Φ3 п. 4 ст. 19 ГК дополнен актуальным в рыночных условиях абзацем, в силу которого имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.
Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее – Закон о гражданстве); б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с законом о гражданстве и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным на основе данного Закона Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325. Тем не менее любое физическое лицо как субъект гражданского права должно обладать свойствами, необходимыми для признания его правосубъектности. Элементами гражданско-правового статуса физического лица служат его правоспособность, дееспособность и местожительство.
Понятие гражданской правоспособности. Правоспособность гражданина – это потенциальная (общая, абстрактная) способность физического лица иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами, возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью. В отдельных случаях правоспособность возникает и до рождения. Например, ребенок умершего, зачатый при его жизни, но родившийся после его смерти, по закону приобретает право на наследство умершего.
Факты рождения и смерти устанавливаются по медицинским показаниям. В соответствии с п. 1–3 приказа Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1687н "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи", принятого согласно ст. 53 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Φ3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов. При этом медицинскими критериями рождения являются: 1) срок беременности 22 недели и более; 2) масса тела ребенка при рождении 500 г и более (или менее 500 г при многоплодных родах); 3) длина тела ребенка при рождении 25 см и более (в случаях, если масса тела ребенка при рождении неизвестна). Поэтому в приказе констатируется, что "живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов" при наличии у него указанных показателей и таких признаков, как "дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана ли пуповина и отделилась ли плацента".
Определенные проблемы установления факта рождения связаны с применением методов вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения, вспомогательного хэтчинга, донорства спермы, суррогатного материнства и др.), используемых в соответствии с Порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению, утвержденным приказом Минздрава России от 30.08.2012 № 107н. Применение технологий криоконсервации спермы и суррогатного материнства иногда приводят к сложным ситуациям в регистрации рождения детей и определении их материнства[1]. Тем не менее, с правовой точки зрения, факт и дата рождения, а также материнство в отношении любого ребенка в конечном счете устанавливаются по их регистрации в органах ЗАГС.
В спорных случаях (например, таких как случаи длительного применения различных искусственных систем жизнеобеспечения организма человека) заключение о смерти гражданина может быть сделано на основе определения момента смерти, сформулированного в ряде нормативных актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.09.2012 № 950 в соответствии со ст. 66 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", таких как Правила определения момента смерти человека, в том числе критерии и процедуру установления смерти человека; Правила прекращения реанимационных мероприятий и форма протокола установления смерти человека. В соответствии с п. 2 первого из данных нормативных актов моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). В свою очередь, согласно п. 3 диагноз смерти мозга человека устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет. При этом в состав консилиума врачей не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей.
Несоблюдение всех указанных правил способно породить нежелательные необоснованные предположения и обвинения (см., например, публикации о "деле врачей-трансплантологов").
Неординарно устанавливаются также факты смерти необоснованно репрессированных лиц. В необходимом случае при поступлении заявления заинтересованного лица орган записи актов гражданского состояния запрашивает в компетентном органе документ о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", в случае, если смерть данного лица ранее не была зарегистрирована и если указанный документ не был представлен заявителем самостоятельно. Указанный документ или информация об отсутствии в распоряжении компетентного органа документа, подтверждающего факт
смерти данного лица, предоставляется компетентным органом в орган записи актов гражданского состояния в срок не более 30 дней со дня поступления межведомственного запроса.
Одновременно с подачей заявления заинтересованным лицом должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния (помимо документа установленной формы о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в случае, если смерть этого лица была зарегистрирована ранее). Документ установленной формы о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона, подтверждающий наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, запрашивается органом ЗАГС в компетентном органе в случае, если смерть этого лица была зарегистрирована ранее и указанный документ не был представлен заявителем самостоятельно. Заявителем также должен быть предъявлен документ, удостоверяющий сто личность.
Документ установленной формы о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в случае, если смерть этого лица была зарегистрирована ранее, предоставляется компетентным органом по межведомственному запросу органа ЗАГС, направленному в связи с обращением уполномоченного лица с заявлением о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния.
Отмеченные специфические ситуации, связанные с рождением или смертью гражданина, сопряжены, прежде всего, с медицинскими, физиологическими, психологическими, моральными, политическими и даже религиозными проблемами. С юридической точки зрения они намного проще: как бы ни произошли рождение или смерть гражданина, юристы оперируют соответствующими записями в актах гражданского состояния. Указанные акты, определяющие возникновение и прекращение гражданской правоспособности, такие как рождение и смерть гражданина, а также его родителей, подлежат государственной регистрации органами ЗАГС путем внесения соответствующих записей в актовые книги и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей (ст. 47 ГК, Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-Φ3 "Об актах гражданского состояния"). Подробно эту процедуру регулирует Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 29.11.2011 № 412. В свою очередь, приказом Минюста России от 20.11.2012 № 212 утвержден Административный регламент исполнения Минюстом России государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Следует отметить, что Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подробно регламентирован порядок оказания данных услуг в многочисленных "регистрационных сферах". Они связаны, помимо регистрации отдельных фактов смерти органами ЗАГС, с государственной регистрацией юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств; прав на недвижимое имущество и сделок с ним; ипотеки (залоге недвижимости), а также с приватизацией государственного и муниципального имущества, применением процедур несостоятельности (банкротства), отношениями в сферах связи, пенсионного обеспечения, градостроительства, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и многими другими юридически значимыми действиями по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
При этом главной целью принятия данного Закона и Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ, внесшего ряд существенных изменений в законодательство, было кардинальное снижение бюрократической нагрузки на гигантскую массу субъектов, нуждающихся в осуществлении отмеченных регистрационных и подобных им процедур, путем переложения обязанности по сбору многих связанных с этими процедурами документов на сами государственные и муниципальные органы или подведомственные им организации (государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия).
Органы, предоставляющие государственные либо муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных законом государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, только по собственной инициативе.
Исключение из этого общего правила (при условии, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг) сделано для отдельных видов документов, таких как, в частности:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
2) документы воинского учета;
3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;
6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;
7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;
9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;
11) документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное храпение в государственные или муниципальные архивы;
12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства но уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
13) учредительные документы юридического лица;
14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством РФ об опеке и попечительстве;
15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий (до 1 января 2014 г.);
18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;
19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Одновременно в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 были утверждены Положение о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", Правила ведения данной системы и Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом (п. 1 ст. 22 ГК). Например, запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребление табака несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака (ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"). Аналогичный запрет установлен на продажу алкогольной продукции (включая пиво). При этом в соответствии с постановлением Правительства от 06.04.2011 № 243 перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя такой продукции, которые продавец вправе потребовать при возникновении у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия, утверждается Минпромторгом России.
Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом (п. 2 ст. 216 Закона о банкротстве; в силу п. 3 ст. 216 данного Закона арбитражный суд направляет копию решения о банкротстве в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя).