Грани философии, ее творческий характер
Философия – явление многогранное. Выше мы касались такой се грани, как теоретический уровень отражения в ее понятиях явлений действительности, их свойств и взаимодействий. Она выступает как система этих понятий (категорий), в конечном счете – как теоретическая концепция, в которой фиксируются знания человека об окружающем мире. Их надо включить в мыслительный процесс человека, чтобы с их помощью понять и объяснить исследуемые явления. Эту задачу выполняет разум людей, т.е. их способность мыслить и тем самым понимать происходящее. Не включенные в мыслительный процесс знания напоминают "копилку" сведений, не связанных между собой и ничего не объясняющих. Поэтому еще древние философы заявляли: "Знания уму не научают" или "Многознание не научает быть умным" (Гераклит). Мышление на основе знаний – еще одна грань философии, ее отношения к миру.
В процессе мышления, дискуссий между собой философы часто приходили к новому пониманию разных проблем, делали важные открытия. Это можно хорошо понять, читая, например, произведения Платона под общим названием "Диалоги".
Отдавая должное роли человеческого мышления в познании мира и решении многих практических задач, древнегреческий философ Аристотель принялся за разработку логики как науки о формах и законах человеческого мышления. Эта задача была им решена. Наука "логика" была им создана и представлена как наука о способах доказательств и опровержений. Она служила не только античным философам, но и философам позднейших исторических эпох.
В процессе творческого философствования, в который были вовлечены многие философы, представители различных школ и направлений, повышался интерес к решению самых разных проблем освоения мира и к мудрым поступкам людей. Свои рассуждения о мудрости излагали разные философы, считая, что мудрое поведение людей ведет к значительным результатам для отдельных граждан и государства. Они хорошо понимали, что способность к мудрым действиям развивается, прежде всего, у образованных и творчески мыслящих людей. Однако не вполне понимали, что к мудрым поступкам ведет не только рациональное, но и интуитивное мышление. И это несмотря на то что ко многим глубоким и ценным в познавательном отношении суждениям философы приходили благодаря своей интуиции. Учет роли интуитивного мышления в познании явлений действительности – это еще одна грань философии, особенно современной.
Интуиция и другие формы иррационального восприятия мира развиваются под влиянием познавательной и практической деятельности людей. В ходе общественной практики проявляются разного рода инстинкты, догадки, интуиция людей. Каждое из этих свойств человека влияет на развитие его творческого мышления, делает его мудрее. Определенную роль в этом играет отношение человека к своим ошибкам. Один человек учится на своих и чужих ошибках. Другой и на своих не учится. Так мудрости не набраться.
Конечно, лучшим учителем человека является сама жизнь. Она заставляет учитывать опыт многих людей и свой собственный, в том числе условия, которые обеспечивали ему успех в каких-то делах или вели к неудачам, заставляли его делать ошибки или "подсказывали" правильные решения. Необходимо также учитывать возможные последствия совершаемых действий – ближайшие и отдаленные. Действия данных последствий есть важная часть опыта людей. Не случайно, обогащенные жизненным опытом люди становятся мудрее. Всесторонний анализ факторов, которые способствуют развитию творческого мышления человека, делают его мудрее в его деятельности и поведении, представляют собой важную грань (сторону) философии.
Важный принцип развития философии, или еще одна ее грань, заключается во взаимодействии различных точек зрения, гипотез, теорий, учений по различным природным и социальным явлениям. Это не исключает их борьбы ради достижения истины, которая (борьба) является движущей силой развития и совершенствования философии, ее различных направлений и их учений. Однако эта борьба не должна вести к безосновательному устранению одних философских учений ради господства других. Право на существование должны иметь все философские учения. В конечном счете это способствует всестороннему и более глубокому исследованию всех философских проблем. Такой подход получил название плюрализма (от лат. pluralis – множественный).