Выводы

Психологическую модель А. Маслоу, описывающую развитие человека, мы рассматриваем в качестве теории второго порядка. Его концепция является результатом изменения двух подходов: поведенческого и психоаналитического. Он относил свою теорию к гуманистическому направлению, подчеркивая, что это направление берет все лучшее из бихевиоризма и фрейдизма. Сам А. Маслоу писал: "Я – фрейдист, и я же бихевиористы и я же гуманист...". Синтез этих теорий, на наш взгляд, состоит в том, что в его точке зрения содержится оптимизм больших перспектив развития человека, заимствованный у поведенческой психологии, а также необходимость учета индивидуальной траектории становления индивидуальности, обусловленной врожденными возможностями и необходимостью их актуализации в социуме, заимствованной у психоанализа. Подобное соединение структурно заключается в совмещении принципов дискретности и целостности в понимании развития детской личности. С одной стороны, существуют различные потребности, с другой – они объединены в целостную структуру. Поэтому цель развития состоит в обретении целостной, т.е. самоактуализирующейся личности. Само развитие понимается как саморазвитие (реализация собственных возможностей) и собственно развитие, зависящее от социального окружения.

Согласно А. Маслоу, изучая человека, исследователь может занять объективную позицию, т.е. начать с отрешения от всех своих предубеждений, а может полюбить изучаемый предмет. Убежденность ученого основывается на очевидном факте, что "восприятие любящего человека, например влюбленного или родителя, позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не сможет тот, кто не любит". Любящая мать знает о своем малыше гораздо больше любого не заинтересованного в этом конкретном ребенке человека. По дело не только в этом. Если человек чувствует, что в нем заинтересованы, что его любят, он раскрывает скрытые стороны своей личности, которые были бы не доступны при отстраненном изучении. В таком случае, прежде всего, нужно изменить подход к восприятию человека. Если взрослый смотрит на ребенка, он должен понимать, что любой ребенок обладает огромными возможностями, практически безграничными. Ему доступно быть и великим ученым, и президентом, и художником, и национальным героем. Все эти возможности являются истинными характеристиками маленького человека. И тогда он предстает перед педагогом во всем своем потенциальном величии, обращаться с которым нужно с большим уважением и профессионализмом, именно сквозь призму ценностного подхода. Еще раз подчеркнем, что гуманизм А. Маслоу состоит прежде всего в понимании того факта, что если взрослый видит величие ребенка, то малыш и станет великим, а если педагог подчеркивает ничтожность, безличность малыша, то ничего, кроме ничтожности, взрастить ему не удастся. Именно поэтому взрослый не может занять отстраненную позицию, а должен быть заинтересован, более того, должен любить растущего человека. В этом выражается отличие А. Маслоу от психоанализа, в котором природе человека приписывается деструктивное, животное начало – согласно гуманистической теории каждый является от природы добрым, способным к творчеству, достижению великих результатов во благо человечества.

Абрахам Маслоу выступал против идеи манипулирования человеком. Он призывает доверять человеку, доверять заложенной в каждом ребенке тяге к духовному росту и самоактуализации. Задача науки состоит не в том, чтобы прогнозировать и управлять личностью, а в том, чтобы опираться на врожденную мудрость человечества и раскрывать возможности каждого в целях их реализации. В противном случае психолог будет восприниматься как манипулятор, лжец, стремящийся к установлению контроля над людьми. А. Маслоу подчеркивал насущную необходимость, стоящую перед современной цивилизацией, которая заключается в создании хорошего человека и хорошего общества. Он писал: "...никакие социальные реформы, никакие, даже самые замечательные, конституции, планы и законы не будут работать до тех пор, пока люди не станут достаточно здоровыми, сильными, развитыми, пока они не познают самих себя и не выберут разумный, здоровый способ существования". Общество, в котором нельзя удовлетворить такие потребности, как потребность в безопасности, любви, уважении, самоуважении, идентичности и самоактуализации, будет постоянно сталкиваться с проблемой психического здоровья его членов. Реализация этой задачи предполагает не только изменение взгляда на ребенка, но и разработку соответствующих методов образовательной работы. Важно исходить не из того, то ребенок есть чистая доска (лат. – tabula rasa), т.е. ком глины, из которого можно лепить все, что угодно взрослому, а, наоборот, поддерживать и раскрывать детский личностный потенциал.

Наиболее адекватной формой обучения в этом случае выступает обучение через творчество: "...если мы действительно хотим, чтобы наши дети стали более человечными, чтобы они актуализировали все, заложенное в них, то станет понятно, что единственным способом обучения, который хоть как-то пытается приблизиться к достижению этих целей, является обучение через творчество". Вообще главной чертой нового человека, по А. Маслоу, должна стать креативность. Ее развитие он рассматривал в качестве важной государственной задачи. Наличие креативных людей выступает единственным ресурсом, который может спасти человечество от гибели. Ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что знания о конкретных технологиях устаревают чрезвычайно быстро, и становится бессмысленным усвоение большинства фактов и теряющих актуальность сведений. Едва ли не единственно важной задачей образования является развитие креативности как способности принимать решения, импровизировать в быстро развивающемся динамичном мире. Креативный человек оказывается и психически здоровым, и соответствующим потребностям современного общества. Конечно, творческая личность не в восторге от всевозможных регламентаций и ограничений, основанных на базовом недоверии начальников к своим сотрудникам. По, как подчеркивал А. Маслоу, уже давно назрела необходимость понять всем ответственным лицам, что именно креативный человек и никто другой не только способен решить сложные задачи, но и вообще обеспечить выживание человечества.

Ключевые понятия

Пирамида потребностей – иерархия потребностей, в соответствии с которой в основании пирамиды находятся базовые потребности (т.е. потребности, которые удовлетворяются в первую очередь), а на вершине – потребность в самоактуализации.

Самоактуализация – высшая потребность, которая может быть понята как потребность в творчестве.