Выводы

1. Предпринимательские способности (предпринимательский ресурс, предпринимательство) можно оценить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знания.

2. С организационно-правовой точки зрения предпринимательство в России осуществляется в следующих формах: предприниматель без образования юридического лица, товарищество (полное и на вере), производственный кооператив (артель), общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество (открытое и закрытое), государственные и муниципальные унитарные предприятия. В законодательстве США выделяют индивидуальное частное предприятие (proprietorship), партнерство (partnership) и корпорация (corporation), при этом каждая из форм имеет свои виды и подвиды.

3. Большинство крупных и значительная часть средних фирм в России объединены в интегрированные бизнес-группы, которые представляют собой связанные капиталом и/или неимущественными аффилированными отношениями межфирменные объединения, управляемые из одного центра принятия решений (чаще всего это физические лица, т.е. олигархи). В России, предположительно, несколько сотен таких бизнес-групп, действующих как на общенациональном, так и на региональном уровне, как в одной отрасли, так и в нескольких.

4. Слабое развитие малого предпринимательства в России во многом связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки. В то же время в развитых странах существует хорошо разработанная система государственной поддержки малого бизнеса.

5. При анализе предпринимательства целесообразно, наряду с малым, средним и крупным частным бизнесом, выделять также тот, что находится в полной или преобладающей государственной и муниципальной собственности и называется общественным или государственным сектором. В России государственный сектор имеет как традиционные, так и специфические для госсектора черты. К традиционным чертам можно отнести его концентрацию в социальной инфраструктуре (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, ЖКХ), науке и культуре, а также производственной инфраструктуре (транспорт, связь, электроэнергетика). Из специфики российского госсектора отметим его заметное присутствие в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, банковском секторе. Другая специфическая черта – расплывчатые границы государственного сектора, так как в России немало фирм, в которых государству принадлежат не все акции, а лишь большинство, а также фирм, в которых у государства меньшинство акций или даже только "золотая акция". Присутствие государственного сектора в нетрадиционных для него отраслях и расплывчатость его границ – следствие как чрезмерной роли государства в российской экономике, так и активного использования им административно-правовых инструментов госрегулирования.

6. Государственно-частное партнерство, т.е. кооперация государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов, становится все более заметным явлением в мире. Роль государства как единственного поставщика общественных благ далеко не очевидна. Поэтому государство может не только разрешать частному бизнесу самостоятельно предоставлять эти блага (тем более если ощутимая часть населения предпочитает не получать их бесплатно, а платить за них, как это происходит в развитых странах), но и пытаться осуществлять их предоставление в партнерстве с частным бизнесом. Для этого существующая государственная собственность передается в концессию, аренду, лизинг, а также возводятся новые объекты на правах совместного предприятия.

7. Процедура создания (открытия) фирмы начинается с определения предмета и целей деятельности фирмы, ее организационно-правовой формы, выявления потребностей в капитале, поиска партнеров или акционеров (если необходимо), составления учредительных документов (учредительного договора и устава, утвержденных учредителями). В России фирмы подлежат государственной регистрации, после которой она становится на учет в местных налоговых органах, а также получает разрешение на свое открытие от уполномоченных госорганов или просто уведомляет их об этом (уведомительный порядок открытия фирмы в России распространяется лишь на 43 вида экономической деятельности). Закрытие фирмы происходит из-за ее реорганизации, ликвидации или банкротства.

8. Слияние представляет собой объединение двух фирм или более в одну более крупную. Такие операции чаще всего являются добровольными и нередко проходят по варианту, предполагающему обмен акциями между участниками. Под термином "поглощение" понимается приобретение одной фирмы другой. Это напоминает слияние, однако при поглощении не возникает фирмы. Выделяют дружественные и враждебные поглощения.

Термины и понятия

Предпринимательский ресурс (предпринимательские способности, предпринимательский потенциал, предпринимательство)

Предпринимательский доход

Предприниматель без образования юридического лица

Товарищество (полное и на вере)

Субсидиарная ответственность

Производственный кооператив (артель)

Общество с ограниченной ответственностью

Акционерное общество (открытое и закрытое)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Формы бизнеса

Интегрированные бизнес-группы

Государственный сектор "Золотая акция"

Государственная корпорация

Государственно-частное партнерство

Бизнес-план

Банкротство (несостоятельность)

Санация (финансовое оздоровление)

Слияние

Поглощение