Лекция третья. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ИМПЕРИИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать тенденции развития государственности и особенности полицейско-бюрократического абсолютизма в России; организационно-правовую структуру системы управления России; причины и характер эволюции механизма полицейского государства;

уметь использовать политико-правовую терминологию того времени; объяснить теоретические конструкции и ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "полицейское абсолютистское государство", его особенности в России;

владеть навыками работы с нормативным правовым материалом эпохи абсолютной монархии и научными работами для анализа специфики функционирования и эволюции государственного аппарата России эпохи абсолютной монархии; методиками обобщения научного материала (составления схем, таблиц и т.д).

Во второй половине XVII в. сложились идеологические и социально-политические предпосылки для оформления абсолютной монархии. Московские цари постепенно отказываются от практики созыва земских соборов и принимают все важнейшие для жизни страны решения, опираясь лишь на Боярскую думу, скрепляя при этом указы только собственной подписью. Боярская дума превращается в бюрократический орган при главе государства, утрачивая самостоятельное значение.

Важным средством укрепления самодержавной власти монарха стала военная реформа, предпосылки которой создавались еще в царствование Алексея Михайловича. Благодаря введенной в 1705 г. рекрутской системе вместо дворянского ополчения и устаревших стрелецких полков создавалась регулярная армия с единообразным вооружением, штатами, дисциплиной. Для укрепления государственной казны и обеспечения рекрутского набора вводится подушная подать и проводится перепись населения. Управление вооруженными силами было сосредоточено в Разрядном приказе и Приказе военных дел, позднее – в Военной коллегии и Адмиралтействе.

Становление абсолютной монархии сопровождалось оформлением официальной идеологии полицейского государства. Главными задачами полицейского государства считались обеспечение благочиния и правопорядка (в отношении частных лиц – благосостояния и безопасности). Решение этих задач должно было обеспечить достижение главной цели государственного развития, каковой признавалось общее благо. Оно понималось как конечный результат деятельности государства, возможный лишь при сохранении и укреплении монархии в форме самодержавия. В качестве синонима общего блага употреблялось понятие "государственная польза". Важным средством достижения означенных целей в полицейском государстве становится законность. Под этим понимался "такой государственный порядок, при котором закон признается высшей нормой для деятельности государства, и отправление всех функций государственной власти в принципе совершается на точном основании действующих законов". Поэтому создание разветвленной системы государственных органов и должностных лиц, наделенных надзорными полномочиями в отношении как других субъектов управления, так и населения было еще одной задачей государственного строительства. Вследствие признания приоритета государственного интереса перед личным практиковалось широкое вторжение администрации в сферу частной жизни.