Лекция 7. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
– роль государства и права в политической системе общества и в общественной жизни в целом;
– природу политической системы общества;
– структуру политической системы общества;
– характеристику основных элементов политической системы общества;
уметь
– выделять признаки политической системы общества;
– определять видовую принадлежность ее элементов;
владеть
– навыками анализа нормативной основы политической системы общества;
– навыками самостоятельного анализа политической системы общества;
– навыками оперирования основными понятиями и категориями по данной теме.
Политическая система общества: понятие, структура, функции
Понятие "система" (от греч. sistema) – целое, означающее совокупность взаимосвязанных элементов. Термины "система", "системный подход" широко используются в научной литературе. По-видимому, это объясняется тем, что, как правило, исследуемые объекты можно представить в виде системы определенного множества элементов (государство, механизм государства, право, система права, правовая система как различные системы). Существенно то, что системный подход способствует определению свойств изучаемого объекта как системы. В то же время выявленные свойства объекта как системы не сводятся к свойствам отдельных ее элементов, отличающихся своими особенностями.
Категория "политическая система общества" органически связана с понятием "политика". Последнее произошло от греческого слова "politika", означающего в переводе "государственные дела", "искусство управления государством".
В современном представлении политика характеризуется многозначностью. В большинстве случаев утверждается: политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти[1].
В то же время под политикой понимается направление деятельности государства и его институтов, общества, политических партий, организаций, движений и даже отдельной личности по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферой, культурой, образованием, наукой и т.д.[2]
Политика понимается и в другом смысле – как направление деятельности государства в той или иной области (налоговая политика, молодежная политика, политика в области борьбы с преступностью)[3].
Категория "политическая система" стада использоваться в политологии, в теории российского государства на рубеже 1960-1970-х гг. Это связано прежде всего с тем, что данное понятие употреблено в Конституции СССР 1977 г. В условиях советского режима термин "политическая система" использовался для характеристики механизма реализации существующей государственной власти в единстве с централизованной системой партийных, профсоюзных и комсомольских органов и организаций.
До этого временного фактора в отечественных учебных курсах по теории государства и права использовались другие понятия, например, "система социалистической демократии", позднее – "политическая организация общества". Соответственно, принималось во внимание то, что основное назначение государства состоит в организации социального управления обществом. В этом управлении принимают участие не только государственные органы, но и различные объединения граждан (партии, профсоюзы, общественные движения и т.д.). Такие объединения граждан также оказывают то или иное влияние на политическую жизнь общества (участие в выборах и иных политических мероприятиях). Это и объясняет смысл "политической организации общества", состоящей из структуры взаимодействующих институтов и учреждений. Речь идет об институтах, механизмах, имеющих отношение к реализации политического процесса.
Вместе с тем понятие "политическая организация общества" не охватывает всех аспектов, сторон, граней, всего многообразия государственно-политической жизни. Осознание сложности и многомерности политико-управленческих отношений, которые уже нельзя было свести только к деятельности государственных структур, партий, общественных объединений в сфере политики, привело к необходимости признания новых системных элементов политической жизни. В этой связи творческие усилия были направлены на разработку нового более емкого понятия "политическая система", охватывающего многомерные проявления политико-государственных отношений в современном обществе. Посредством его использования можно определить не только совокупность политико-государственных элементов, но и многие иные компоненты политической действительности (нормы и правила политического процесса в стране, политические отношения, принятие и реализация политических решений и т.д.).
В учебной и научной юридической литературе нет единых взглядов на определение и структуру политической системы. По-видимому, это объясняется сложностью данного феномена, различными подходами к соотношению понятий "политическая организация" и "политическая система". Дискуссионность вопроса в том, что многие авторы считают названные категории тождественными, совпадающими по смыслу, придерживаясь прежней позиции, утвердившейся в советский период[4]. Вторая точка зрения заключается в более широком понимании политической системы в сравнении с политической организацией общества. В этой связи признается, что понятие "политическая система" в сравнении с "политической организацией" более содержательно, включает ряд специфических элементов, которые ранее относительно политической организации общества не назывались (идеологический, нормативный факторы и др.)[5]. Данная авторская позиция представляется более обоснованной и убедительной. Основное внимание при таком подходе концентрируется не только на институциональных, материальных структурных образованиях (государство, политические партии, иные общественные объединения), но и на иных значимых элементах (политическое и правовое сознание и др.), оказывающих существенное влияние на деятельность государственных и общественных институтов, граждан Российской Федерации. К тому же этот подход отражает определенные связи и отношения институционных образований как между собой, так и с другими социальными формированиями, т.е. подчеркивает их системные характеристики.
Вместе с тем в публикациях по этой проблеме признается: политическая организация – наиболее значимый элемент политической системы[6]. Действительно, именно посредством политической организации осуществляется определение и реализация основных целей и задач общества. Примечательно признание того, что политическая организация – это, образно говоря, статическая часть политической системы, ее "каркас" наиболее отчетливо выражающий внешнее проявление этой системы[7].
К основным структурным частям (звеньям) российской политической организации относятся:
– государство – политическая организация, охватывающая такие ключевые элементы, как население (народ), территория и власть. Это объясняет то, что государство – организация, решающая основные задачи по управлению делами общества;
– партии, общественные движения, иные организации, в отличие от государства, выражают и реализуют интересы определенных групп, социальных общностей, играют роль посредников между обществом и органами государственной власти, что наиболее отчетливо проявляется в период избирательных кампаний;
– органы местного самоуправления, взаимодействующие с региональными и иными органами государственной власти во многих политико-правовых сферах.
В юридической и политологической литературе в числе элементов политической организации общества также называются политические лидеры, политические элиты, группы давления, группы интересов и иные политические структуры. К рассматриваемому ряду можно отнести и деятельность отдельных граждан, выступающих с политическими целями, проявляющих соответствующую политикоправовую активность.
Существенно то, что институционные элементы политической организации и, соответственно, политической системы российского общества являются легальными, не запрещенными законом организациями. Вместе с тем, есть точка зрения, согласно которой политическая организация общества может состоять не только из разрешенных и признаваемых государством организаций и объединений. В ней могут находиться запрещенные ассоциации экстремистского толка, иные партии, движения, деятельность которых государство находит опасной для себя и охраняемых им интересов определенного социального слоя, класса либо общества в целом.
В качестве дополнительной аргументации к этому выводу приводится следующее суждение: в современных условиях на политическую жизнь страны, деятельность государственных органов и должностных лиц серьезное влияние могут оказать преступные сообщества, занимающиеся торговлей наркотиков, рэкетом, хищениями и другими преступлениями. Располагая значительным состоянием, такие сообщества подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, органы исполнительной власти. Соответственно признается, что преступные сообщества, как запрещенные политические партии и движения, так и занимающиеся совершением иных уголовных преступлений, входят в политическую систему РФ в качестве самостоятельного ее компонента[8].
Как оценивать подобные ситуации? Можно ли рассматривать преступные сообщества субъектами политических, экономических и иных отношений и соответственно субъектами политической организации российского общества?
В научной литературе преобладает следующее мнение: преступные сообщества и их лидеров, несмотря на возможности оказывать воздействие на отдельные политические, организационные отношения, нельзя относить к субъектам политической организации, как существенному элементу российской политической системы.
Главное здесь в том, что мафиозные лидеры, преступные организации не участвуют в решении политических проблем, напротив, осложняют их[9]. К тому же в политическую организацию современного российского общества входят не все и не всякие формирования, оказывающие влияние на политическую жизнь.
Любые структуры, осуществляющие политические функции, так же как и государство, партии, общественно- политические движения должны быть определенным образом юридически признаны (легитимны), т.е. получить официальный правовой статус, должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом. Такой порядок обязателен для средств массовой информации, партий и др. Значит, криминальные, иные "теневые", "мафиозные" организованные преступные группы не входят в политическую организацию и соответственно в политическую систему общества и в силу названного и иных обстоятельств.
Здесь следует отметить и то, что основная функция российской политической системы состоит в ее организующем позитивном воздействии на политические и иные сферы общества. В ее рамках вырабатываются на научной основе цели задачи, пути их достижения, решения.
С этой точки зрения "теневые", "мафиозные" организованные преступные группы, несмотря на возможное влияние на политическую жизнь, находятся за "пределами" российской политической системы, "не вписываются" в ее структуру.
Политическая система российского общества, как более объемное понятие, в сравнении с политической организацией, как бы сводит воедино политические институты (государство, партии и др.), отношения между ними, нормы, на основании которых действуют политические организации, иные существенные факторы (политическое и правовое сознание, соответствующие формы культуры и др.).
В научной литературе имеют место многие содержательные определения политической системы общества. Вместе с тем, им свойственна общая стержневая идея, подчеркивающая, что политическая система – это упорядоченное множество элементов политической жизни, взаимодействующих между собой и образующих целостное единство[10].
С этой точки зрения политическая система российского общества – совокупность институтов государственно-организованного общества, осуществляющих политические функции на основе идейных установок, принципов, политических и правовых норм, соответствующих форм сознания и культуры, с целью совершенствования отношений государственной власти, личности, общественных объединений.
Значительный интерес в рассматриваемом плане представляет вывод о том, что политическая система общества представляет собой единство четырех сторон:
– институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);
– регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);
– функциональной (методы политической деятельности, составляющей основу политического режима);
– идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология)[11].
Неоспорим тот факт, что политическая система как социально-политическая категория приемлема к обществам с развитой демократией, поскольку является механизмом осуществления демократической власти. С учетом этого качества политической системы едва ли уместно использовать это понятие к архаическим обществам, странам восточной деспотии, абсолютно-монархическим регионам, теократическим государствам, где публичная политическая жизнь не характеризуется политической направленностью, находится в неразвитом состоянии[12].
По-видимому, сказанное выше может служить предпосылкой для общей характеристики политической системы современной России, ее существенных элементов, их назначения, функций.