Государство и экономика: неизбежный дуализм
Проблема дуализма "общество – государство", как и "общество – рынок", являются вечными и всегда актуальными. Именно через общество проходит связь между государством и экономикой. Как справедливо отмечает философ и экономист П. Козловски: "Совершенно деполитизированное (рыночное, экономическое) общество – это фикция"[1]. Государство и общество – это всегда компромисс интересов, достигаемых политическими средствами, при этом, по возможности, эти средства не должны переходить критическую черту принуждения со стороны государства. Однако еще Кант признал справедливость "принуждения" индивидов к жизни в государстве на его (государства) условиях во имя достижения обществом правового состояния.
Дуализм государства и экономики можно трактовать с позиции взаимодействия рынка и общества, где результаты рыночной экономики оцениваются с точки зрения общества в целом, даже если индивидуальные решения отдельного потребителя отличаются от того, что решило бы общество.
Компромисс интересов государства и экономики можно сравнить с взаимным достижением выгоды, что, в свою очередь, можно рассматривать как форму скрытого консенсуса. Если обе стороны выигрывают от какого- либо действия, то можно предположить, что эта активность была одобрена ими. Говоря более обобщенно, какое-либо изменение, улучшающее положение и государства, и экономики, должно осуществляться с их взаимного согласия. Этот критерий – использование узкого круга благоприятных для себя изменений только при условии неухудшения положения контрагента, который носит название "эффективности по Парето", используется в экономике для оценки эффективности тех или иных мероприятий государства.
Государство является весьма сложным механизмом для управления, требующим профессионального знания во всех областях деятельности его политических институтов, цель которого – сохранение целостности общества. Государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в лице государственных чиновников, у которых могут существовать свои личные интересы, в том числе коррупционного толка, что само по себе оказывает значительное влияние на остальных субъектов хозяйственной и политической жизни и, как следствие, на экономическую ситуацию современного государства.
Так, в цикле теоретических работ, опубликованных в 2008 г. Д. Асемоглу, М. Голосовым и А. Цивински[2] целевая функция политика (по выражению авторов "политическая полезность") зависит от размеров его личного потребления, определяемого присваиваемой политической рентой. Доля политической ренты в общей сумме доходов зависит от политических характеристик общества и его исторических традиций. Дополнительные усилия "политиков" могут способствовать некоторому сглаживанию колебаний в сфере личного потребления. Вместе с тем неизбежно усиливается перераспределение доходов в пользу тех участников, которые могут присваивать политическую ренту.
Если же рассматривать государство как агента во взаимовыгодном сотрудничестве с экономикой, то его интересы будут напрямую следовать из целей по сохранению целостности общества, а также из очевидной необходимости поддержания своей легитимности как субъекта политической власти. Для достижения своих интересов государство в лице центрального банка и правительства будет проводить одну из политик воздействия на экономику: стимулирующую, сдерживающую, стабилизационную, антиинфляционную. Причем политика государства не всегда может соответствовать адекватным и очевидным потребностям экономики ввиду внутриполитических проблем. Такая политика зачастую проводится во время "предвыборных гонок" с целью привлечения наибольшего электората.
В свою очередь, интересы экономики состоят из интересов входящих в нее частных агентов. Интересы частных банков заключаются в получении прибыли за счет дешевых кредитов от ЦБ. Интересы частных предприятий связаны с получением большей прибыли за счет налоговых послаблений, с увеличением спроса на внутреннем рынке, с возможностью нанимать рабочую силу. Интересы домохозяйств возникают из реализации ожиданий по заработной плате, в готовности быть нанятыми на работу, в желании инвестировать средства в банковские продукты.
Каждый из частных агентов, как и государство, в случае возникновения внутриполитических проблем, стремится, с одной стороны, держаться условий "взаимовыгодного сотрудничества" со своим контрагентом и в это же время ищет пути "обойти" эти условия. Из этого сложного переплетения действий, противодействий, реакций и контр-реакций, ожиданий и предсказаний и складывается причудливая картина экономической действительности, которую мы видим перед своими глазами.