Государство-центричные парадигмы международных отношений
Смысл парадигмы (от греч. paradeigma – пример, образец, система форм изменяющейся конструкции) – задать стандарты определенных правил и критериев успеха, увеличивающих способность предвидеть будущее. Американский физик и философ науки Томас Кун (1922–1996) пришел к выводу, что парадигмы являются готовыми структурами научного знания[1]. Границы парадигмы позволяют обнаружить нарушение правил, понимая его как первую примету значимых изменений, начало ненаблюдаемой ранее тенденции. Пространство парадигмы вмещает в себя некоторое количество теорий. Их может быть много, но нс в методологическом плане. В классических парадигмах международных отношений объектом является поведение государства, движения которого регулируются стремлением избежать войны, конфликта, обеспечением ресурсов выживания общества. Объяснение феноменов войны и мира представлено во всех доминантных теориях международных отношений с позиций поиска решения недопущения войны и механизмов мирного урегулирования конфликта. Выстроенные относительно хронологически, они демонстрируют различные решения центральной проблемы ТМО, поэтому их целесообразно рассматривать в комплексной последовательности.
Классический идеализм
В сонме философских объяснений мира идеализм исполняет роль структуратора идей, приписывая им большую реальность, чем событиям физического или материального мира. Наиболее настойчивым проводником идеалистического подхода И. Бентама и его последователей (Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер и др.) в теорию международных отношений является Вудро Вильсон, 28-й президент США.
Э. Карр, один из первых теоретиков международных отношений, отмечал: "По иронии судьбы, полузабытые идеи XIX века обрели свою вторую жизнь во второй и третьей декадах следующего столетия в специальной области международных отношений и стали основой новой утопии. Подобно тому как Бентам век тому назад воспринял идеи Просвещения и адаптировал их в соответствии с потребностями своего времени, в настоящее время Вудро Вильсон... превратил веру в разум прошлого века чуть ли не в первооснову международных отношений и распространил ее на Европу"[2].
Американский бентамизм стал претворяться в конкретную политику в ходе подведения итогов Первой мировой войны 1914–1918 гг. Одним из первых ее результатов было создание Лиги наций, идея которой была выдвинута В. Вильсоном в ходе Парижской мирной конференции 1919 г.[3]
Версаль. Рабочий момент Парижской мирной конференции
Несмотря на то что предложенные президентом США меры для достижения "мира без победы" в войне были критически восприняты европейскими странами и американским общественным мнением, а сам В. Вильсон был зачислен в ряды "утопистов" (Э. Карр), с него начинается практический этап объединения государств-наций для решения проблем войны, преодоления конфликтных ситуаций на основе консультаций и научного подхода к принятию политических решений в международной сфере, появление механизмов общественной оценки международного порядка и, как следствие, – построение теоретических инструментов. Вероятно, именно недостатки политического идеализма обозначили необходимость перехода от теоретического знания к его эмпирической проверке. Предложенные его приверженцами конструкты стимулировали построение инструментов анализа международных отношений, позволяющих использовать концептуальные построения для поиска наблюдаемых и измеряемых признаков миропорядка через интерпретационную схему. И если политический идеализм, пытаясь утвердить полномочность участия в принятии политического решения интеллектуала, восходит к платоновской трактовке социального мира, то его либеральная версия опирается на кантовские принципы "вечного мира", реализовать который могут "дух торговли" и "сила денег".