Лекция 14. ГОСУДАРСТВО

После изучения материала данной главы студент должен:

знать

• системные и структурные характеристики государства;

• предназначение государства;

• основные факторы и исторические этапы возникновения национального государства;

• иерархическую природу и территориальный императив;

• статус государства как главного субъекта политической власти;

уметь

• определять и проанализировать значение и роль государства как главного субъекта, вокруг которого объединяются все институты политической системы;

владеть

• способностью объяснить важнейшие факторы, исключающие возможность исчезновения государства как формы политической самоорганизации народа.

Любое жизнеспособное человеческое сообщество – это не просто некая арифметическая сумма разнородных, случайно объединившихся людей для реализации своих целей и интересов, а особая форма их самоорганизации, характеризующаяся в своих бытийных основах сложностью и многогранностью. В нем единство в значительной степени дано изнутри, из самой природы человеческих отношений. Ключевую роль в формировании из хаотического множества людей, групп, коллективов единого сообщества, имеющего свои особые интересы и волю к совместной жизни, играет государство.

Любое национальное государство характеризуется специфическими особенностями, обусловленными историческими, социокультурными, социально-психологическим, конфессиональными, политико-культурными и иными факторами. При всем том с системной точки зрения государство, независимо от формы правления, характеризуются комплексом общих основополагающих принципов организации и функционирования.

Формирование идей национального государства

Как уже указывалось, государство представляет собой исторический феномен, возникший на этапе перехода человечества от первобытно-общинного строя к новым формам политической самоорганизации, призванным обеспечить функционирование производящей экономики и новые формы трудовой деятельности. Причины образования государства, вопросы, связанные с его сущностью, предназначением, целями и функциями, являются предметом острых споров и дискуссий с древнейших времен до наших дней. Было бы преждевременно говорить, что по этим вопросам современная политическая наука имеет однозначные, приемлемые для всех участников споров и дискуссий ответы.

Само понятие "государство" в современном его понимании возникло на рубеже Средних веков и Нового времени. Для обозначения политической самоорганизации общества древние греки использовали слово "polis", а римляне – термины "res publica", "civitates". Римское выражение "status rei publicae" и подобные ему, например, "status rei romanae", которые были в ходу в Античности, в конечном счете трансформировались в понятия "stato", "staat", "etat", "state", означающие на соответствующих языках государство.

Однако вплоть до Н. Макиавелли они использовались для обозначения разного рода правового положения и состояния правителей, например, состояния величия, высокого положения, достоинства короля, князя. Окончательное оформление латинского термина "status" и его национальных вариантов, как считают, связано с именем Макиавелли.

Как уже указывалось, при докапиталистических формах государственного устройства политическое начало пронизывало все сферы общественной жизни от культуры и воспитания подрастающего поколения до экономики.

Основным ОГЛАВЛЕНИЕм и магистральным направлением развития общественно-политической мысли в Новое время стали формирование и разработка идеи государства вообще и национального государства в частности. Своего рода духовным рубежом в этом процессе стала Реформация, совпавшая с началом процесса становления наций, национальной идеи и национального самосознания европейских народов и национального суверенитета.

Выступив против притязаний католической церкви на свою универсальность и единообразие во всех странах, первые протестанты выдвинули принцип "cujus regio, ejus religio" (кому принадлежит правление, того и вера), согласно которому каждый государь или народ вправе сами решать вопрос о форме своего вероисповедания. Папа постепенно потерял многие из своих прерогатив в отношении светской власти королей, он стал одним из итальянских князей.

Реализация принципа "cujus regio, ejus religio", взятого на вооружение сначала германскими князьями, а вслед за ними и другими европейскими монархами, способствовал постепенному подрыву легитимности Священной Римской империи, рассматриваемой в качестве "секулярной руки" римско-католической церкви. В конечном итоге Реформация, положив конец вероисповедному единству западного христианства, привела к разделению Европы приблизительно по оси Юг – Север: южная Европа сохранила приверженность римскому католичеству, а северная стала большей частью протестантской.

Протестантизм, распавшись на различные течения или деноминации, нс смог создать свою единую церковную систему, подобную римско-католической. Такая фрагментация способствовала дальнейшему развитию независимых монархий. В то же время она содержала семена религиозного плюрализма, который начал быстро развиваться в Англии и Голландии. Отвергнув католический постулат, согласно которому откровение продолжается через посредство церкви, Реформация выбила почву из-под притязаний католической церкви на роль единственной посредницы между верующими и Богом.

М. Лютер, Ж. Кальвин и другие отцы-основатели протестантизма противопоставили абсолютный авторитет творца авторитету традиции и церкви. Тем самым, обосновывалась идея равного ничтожества всех перед богом и возможности равного постижения божественной истины каждым отдельно взятым верующим, независимо от коллективного опыта.

Лютеровская революционная доктрина "священства всех верующих" подвела основу под идею, согласно которой вера является личным делом самого верующего, который уже сам мог выбрать церковную деноминацию для отправления своей веры. Процесс дальнейшей дедогматизации, демифологизации и секуляризации различных течений христианства способствовал формированию идеи свободы совести, как одного из основополагающих прав личности и гражданина.

В результате отделения церкви от государства религия оказывается изгнанной из политической сферы в сферу частных интересов, перемещенной из государства в гражданское общество. По сути дела был восстановлен в модифицированной форме принцип эрастианства, предусматривающий верховенство светской власти над духовным. В этом отношении различные течения протестантизма для целого ряда стран стали своеобразными формами национальной идеологии.

Одной из важнейших форм утверждения национального государства стала абсолютная монархия. Абсолютизм свидетельствовал о появлении крупного централизованного типа государства путем поглощения более мелких и слабых политических образований.

Естественно, что абсолютистские правители претендовали на легитимное право единолично решать общегосударственные дела. Этот принцип наиболее четко сформулировал король Франции Людовик XIV, который заявил: "государство – это я" (Гeta c'est moi). Абсолютизм способствовав наращиванию процесса формирования современных национальных государства, для которых характерен комплекс общих принципов.

Это, во-первых, совпадение территориальных границ государства с единой системой политического правления или безусловное распространение юрисдикции государства па всю его территорию; во-вторых, создание новых механизмов законотворчества и его реализации; в-третьих, централизация государственно-административной власти; в-четвертых, пересмотр и разработка единой для всего государства фискальной системы; в-пятых, введение постоянных профессиональных национальных армий и др.

Для институционализации суверенного национального государства важное значение имели лишение всех лиц, сословий, образований де-юре властных полномочий и их сосредоточение в руках государства, а также признание равенства в политических правах всех граждан независимо от социального происхождения, вероисповедания, национальности и т.д. Иначе говоря, все властные полномочия перешли к государству. На подконтрольной данному государству территории не остается и не может быть какой-либо иной власти кроме как власти единого суверена. Наиболее завершенным выражением этого принципа стала монополия государства на легитимное насилие, о чем речь пойдет в соответствующем параграфе данного учебника.

Одним из важных признаков нововведений стало то, что постепенно латынь перестала играть роль общего для образованной Европы языка. Более того, претендуя на восстановление первоначального христианства, Реформация существенно ограничила число канонических книг, отвергла Вульгату (т.е. латинский перевод Библии, восходящий к трудам блаж. Иеронима – середина IV–V вв.) и признала единственно верным и обязательным греческий текст Евангелия, который начали переводить на национальные языки. В качестве творцов идей и интерпретаторов мира на авансцену вышли представители мирской сферы, которые рекрутировались из среды разнородных и постоянно меняющихся социальных слоев.