Государственный земельный кадастр и мониторинг земель
Рациональное использование земли и обеспечение постоянного повышения ее плодородия обусловливают необходимость организации всестороннего количественного и качественного учета земель на основе единого земельного кадастра. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 Л1> 622 было принято Положение о Государственном земельном кадастре, 4 августа 1995 г. был издан указ Президента РФ за № 748 "О совершенствовании ведения земельного кадастра в России", а в январе 2000 г. принят Государственной Думой и подписан президентом РФ Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О Государственном земельном кадастре".
Государственный земельный кадастр состоит из четырех частей и представляет собой получаемый в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков систематизированный свод документированных сведений:
1) о правовом положении (о предоставлении земли в собственность, во владение или в аренду);
2) количестве (дается описание общей площади, место расположения участков, их конфигурация);
3) качестве (состав и качество угодий): земельно-кадастровое районирование, классификация земель, характеристика по экологическим, технологическим и природостроительным свойствам, группировка почв по определенным показателям качества — совокупности свойств, которыми обладает данный участок земли;
4) оценке (доходность и цена земли).
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
— государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
— государственного контроля за использованием и охраной земель;
- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
— государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— землеустройства;
— экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
— установления обоснованной платы за землю;
- иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Ведение государственного земельного кадастра на всех уровнях возложено на соответствующие органы по земельным ресурсам. Местные органы власти, координирующие использование земельных ресурсов, выполняют следующие задачи:
- регистрируют данные об объектах и субъектах собственности, владения, пользования и аренды земли;
— создают банки данных о наличии и качественном состоянии земельных ресурсов канала;
— собирают от собственников земли сведения о прошедших изменениях и вносят изменения в земельно-кадастровую документацию;
— ежегодно, не позднее 1 февраля представляют отчет о наличии и использовании земель в вышестоящие органы.
В результате кадастрового учета каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Первый этап кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации. Второй — кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий по административным районам и землевладениям. Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту Российской Федерации определяется умножением расчетного рентного дохода на срок его капитализации, условно принятый равным 33 годам.
При рыночной оценке земельных участков используются методы сравнения продаж и капитализации земельной ренты. Для проведения оценки в границах земельного участка отдельно рассматривают сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, деревьями и кустарниками, защищающими участок от различного вредного воздействия. При оценке учитывается не только плодородие, но и влияние экологических факторов.
В процессе формирования кадастра земель сельскохозяйственного назначения проводят следующие операции:
— государственную регистрацию землепользователей;
— количественный и качественный учет земель;
— бонитировку почв и экономическую оценку земель.
Каждая часть земельного кадастра имеет свое конкретное назначение, ОГЛАВЛЕНИЕ и характеризуется соответствующими методами ведения. Вместе с тем между ними имеется определенная взаимосвязь и логическая последовательность их осуществления. Поэтому только в полном единстве каждая часть кадастра представляет земельный кадастр как систему.
Регистрацию осуществляют на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, во владение, пользование, распоряжение и аренду после уточнения границ участка в натуре, оформления и выдачи документов. Сведения о правовом положении земельного участка записывают в государственную кадастровую книгу земель; в ней содержатся также данные об объектах и субъектах земельной собственности, землепользования и аренды земель, о целевом назначении земельных угодий.
Количественный учет земель заключается в определении их наличия и распределении по объектам земельной собственности и землепользователям, видам угодий: пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения.
Земля как основное средство производства должна быть оценена по качеству для организации ее использования, налогообложения, залога и т.д. Следует различать оценку земли по состоянию и плодородию почв.
Оценка ведется с точки зрения пригодности к сельскохозяйственному использованию. Это приближенная оценка по таким качественным показателям, как степень сельскохозяйственного освоения территории (удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади), структура сельскохозяйственных угодий, признаки внешнего состояния (культурно-технические признаки) и степень их распространения.
Оценка по качеству и плодородию предполагает классификацию почв (угодий) по типам, подтипам, разновидностям и выделение агропроизводственных групп почв по качеству и пригодности для использования.
Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию, характеристику по экологическим и технологическим свойствам, группировку почв.
При ведении учета земель устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, малопродуктивные, деградированные сельскохозяйственные угодья.
Бонитировка представляет собой сравнительную оценку почв по плодородию, проводимую при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. Бонитировка производится по 100-балльной системе. Высшую оценку получает почва с лучшими условиями для ведущей культуры или определенной группы культур: зерновые и травы; картофель и овощи и др. Усредненная оценка по полям с учетом показателей качества позволяет судить о качестве почв в целом по сельскохозяйственной организации. На основании урожайности ведущей культуры определяется балл почвенного бонитета. Для этого фактическая урожайность делится на максимальную урожайность и умножается на 100 баллов.
Бонитировка — основа экономической оценки. Земля оценивается как средства производства в сельском хозяйстве и как объект земельных отношений. При этом оценивается потребительская стоимость земли, ее способность дать соответствующее количество продукции при определенных условиях. При экономической оценке земли определяется влияние качества почвы на важнейшие экономические показатели, в том числе урожайности на валовую продукцию. В настоящее время в качестве критериев экономической оценки земли чаще всего используется урожайность, валовая продукция, чистый доход, то есть оценка предполагает учет выхода продукции и затрат.
Оценка проводится по следующим направлениям:
— общая экономическая оценка земли как средства производства. Она осуществляется на основе учета затрат и результатов по всей совокупности возделываемых культур;
- частная оценка земли по эффективности возделывания отдельных сельскохозяйственных культур. Определяется степенью эффективности возделывания конкретных сельскохозяйственных культур на разных почвах.
Экономическая оценка земли исчисляется в относительных величинах — баллах — как отношение валовой продукции или чистого дохода, получаемых с единицы оцениваемой площади, к валовой продукции, чистому доходу с единицы площади лучших эталонных земель, умноженной на 100.
Оценивают землю на основе массовых данных о фактической урожайности сельскохозяйственных культур и затратах на их производство за длительный период (не менее пяти лет).
Важную роль в осуществлении контроля за использованием и охраной земельных ресурсов призван сыграть мониторинг земель. Его ведение на территории России предусмотрено в соответствии со ст. 67 Земельного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель". Мониторинг земель — система наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
Задачами государственного мониторинга земель являются:
— своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
- информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
- обеспечение граждан информацией о состоянии земель. Мониторинг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.