Государственный строй Вавилонского государства
Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления – восточная деспотия. В руках царя сосредоточивалась судебная, исполнительная, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства выделялись визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.
Страна была разделена на области, управление которыми осуществляли царские чиновники (шакканиккум). Во главе больших городов стояли наместники царя, которые отвечали за сбор налогов, за поддержание порядка и созыв ополчения, контролировали общинную администрацию. Органы общинного самоуправления, хотя их функции были значительно урезаны, осуществляли некоторые административные, финансовые и судебные полномочия.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Почти повсеместно они могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Определенное значение сохраняли общинные и храмовые суды. Высшей судебной инстанцией являлся царь, который имел право помилования, рассматривал жалобы на злоупотребления судей и отказ в правосудии.
Социальная структура общества
Как во всяком рабовладельческом государстве, в Древнем Вавилоне общество делилось прежде всего на свободных и рабов.
Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть раба, – половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые па теле, но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.
Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности последнего и переходило к нему после смерти раба. Власть господина над рабом не ограничивалась. Лишь некоторые рабы, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие от своих владельцев детей, которые считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободными.
Свободное население Вавилона делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане ("авилум" – человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане, в свою очередь, не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, которое без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать. Авилум не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. В случае смерти заложника по причине жестокого обращения с ним кредитора последний нес ответственность, как за смерть свободного. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы.
Желание царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.
Пожалованные воинам земельные наделы и скот (имущество илку) не могли отбираться за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь. Человек, выступивший в поход вместо воина, получал его земельный надел.
Полноправным гражданам противопоставлялись "мушкенум" (покорные). Вопрос о мушкенум в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. По одной из версий мушкенум – это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой – вольноотпущенники. На неравноправное положение мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.
Членовредительство, нанесенное авилуму, каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный платил лишь штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил десятикратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, – тридцатикратный.
Наряду с сословиями законы называют также профессии населения. Первое место занимают придворные служащие, среди которых царский телохранитель и высшее жречество, стоявшие в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают "редум", "баирум", "декум", "лубуттум". Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное место среди других профессий занимали храмовые служащие.
Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество. К нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.
На низшей ступени профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров. В отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой груд гонорар (подарок), врачи получали плату.