Государственный строй и система управления

Первоначально московские князья делили земли между сыновьями, которые чувствовали себя достаточно независимо. Даже Москва делилась на сферы княжеского влияния. Старший сын наследовал титул великого князя, а со второй половины XIV в. и всю Владимирскую землю. Положение изменилось в XV в. В первой его половине идет отчаянная борьба за укрепление центральной власти, которая во второй половине при Иване III полностью решается в пользу великого князя, который сосредоточивает в своих руках всю полноту самодержавной власти. Москва прочно занимает лидирующие позиции среди русских земель. Иван III женится на племяннице последнего византийского императора и единственной наследнице константинопольского престола Софье Палеолог, провозглашает себя "государем всея Руси" и наследником и хранителем православной традиции. Старец Филофей обосновывает тезис о том, что "два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быти".

При великом князе действовала Боярская дума, орган, хотя и совещательный, но достаточно авторитетный. В ее состав входили бывшие удельные князья, путные и введенные бояре, думные дворяне, представители княжеского административно-управленческого аппарата, позже стали входить и думные дьяки. Князь не был обязан считаться с мнением Думы, однако, считался, и его решение оформлялось по формуле: "государь повелел и бояре приговорили". Дума тесно контактировала с исполнительной властью.

В Московском княжестве данного периода действовала дворцово-вотчинная система управления. Ее возглавлял дворский, при котором действовал административный аппарат ("слуги под дворским").

Исполнительная власть осуществлялась так называемыми путями, возглавляемыми "путными боярами". Пути представляли собой дворцовые ведомства, управлявшие различными отраслями великокняжеского хозяйства.

В середине XVI в. система путей заменяется приказной системой управления. Она возникла из необходимости упорядочения руководства делами государства. Получая конкретный приказ от великого князя, который мог носить не только разовый, но и общий характер, боярин подбирал штат необходимых людей (дьяков, подьячих) для его исполнения. Эта группа и составляла определенную административную структурную единицу, именуемую приказом[1]. Так были созданы Приказ Большого дворца, Казенный приказ, Конюшенный приказ, Разбойный приказ, Холопий приказ, Смоленский приказ и т.д. Деятельность данных структур выходила за пределы княжеского дворца и носила уже общегосударственный характер. Так проходило зарождение общегосударственной системы управления.

Происходит становление системы местного управления. Административное деление Московского царства выглядело следующим образом: уезды — станы — волости. Уезд управлялся боярином, великокняжеским наместником, волость — волостелем. Пребывание их в данной административной единице не превышало двух лет, вероятно из опасения властей, что они обрастут связями. Государственного содержания они не получали, а были на "кормлении", т.е. получали строго установленное количество натуральных продуктов и отчисления от различных сборов и пошлин (полавочные, поворотные, брачные, судебные, таможенные и т.д.). С границами волостей, а позже уездов совпадали судебные округа — губы, находящиеся под юрисдикцией губного старосты.

Города в Московском княжестве не имели самоуправления и подлежали юрисдикции соответствующих феодалов, на чьей земле находились. Поэтому по мере укрепления великокняжеской власти они переходили под юрисдикцию великого князя. Поскольку города представляли собой и военные крепости, в них утверждалась должность "городчика" (военного коменданта), как правило, из местных дворян или детей боярских. Постепенно их власть распространяется на уезд в целом, функции расширяются, соответственно меняется и название должности на "городового приказчика". Всецело завися от великого князя, эти лица становятся надежной его опорой.

Не стояла в стороне от событий, происходящих в стране, и Русская православная церковь. Борьба развернулась между двумя течениями: иосифлянами (последователями Иосифа Волоцкого, сторонника сильной и богатой церкви) и нестяжателями (сторонниками Нила Сорского и Вассиана Патрикеева). Последние выступали против использования подневольного крестьянского труда на монастырских землях, за секуляризацию церковных земель. Роскошь, считали они, несовместима с высокими идеалами христианства.

Настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, хотя сам был известен величайшей скромностью и аскетизмом, выступал за сильную и богатую церковь, способную строить храмы, благодетельствовать, помогать страждущим. Посягательство на имущество церкви он рассматривал как акт величайшего святотатства, достойного анафемы. Государь, с его точки зрения, такой же грешник перед Богом, как и все остальные люди, но отличие состоит в том, что его грехи во много раз более тяжкие, поскольку за "государево согрешение Бог всю землю казнит". Можно только удивляться, что это было сказано в преддверии появления Ивана Грозного. Победа в этом споре осталась за иосифлянами. Церковь отказывалась от претензии на власть, но сохраняла свои богатства. В 1448 г. Русская православная церковь обрела полную независимость от византийского патриархата. Она стала автокефальной, т.е. самоуправляемой, возглавляемой митрополитом, избираемым собором отечественных епископов. До этого он назначался константинопольским патриархом. С этого периода церковь становится важным звеном в политической жизни Московского государства.