Лекция 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

В результате изучения данной главы студенты будут:

знать

• специфику теоретических подходов к определению статуса государственного служащего;

• особенности и отличителы i ые признаки статуса государственного служащего;

• понятийный и категориальный аппарат темы;

• профессиональные требования к государственному служащему;

• элементы компетенции органа управления в целом и государственного служащего в частности;

уметь

• обобщать и систематизировать положения относительно содержания статуса государственного служащего;

• анализировать и интерпретировать ОГЛАВЛЕНИЕ правового аспекта статуса государственного служащего;

• обозначать черты внешней организационно-управленческой деятельности государственного аппарата;

• использовать полученные знания об административной компетенции в отношении статуса государственного служащего;

владеть

• методами определения внутренней структуры и содержания статуса государственного служащего;

• навыками системного анализа для определения взаимосвязи между ОГЛАВЛЕНИЕм статуса и эффективностью деятельности государственного служащего;

• навыками поиска информации, необходимой для определения дискреционных полномочий государственного служащего.

Статус государственного гражданского служащего

Статус государственного служащего – особый вид специально определенных и гарантированных государством норм, характеризующих место государственного служащего в обществе[1]. Он состоит из правового и организационного аспектов.

Правовой аспект статуса государственного служащего обусловлен ОГЛАВЛЕНИЕм государственно-служебных правоотношений. При этом следует различать общие права, обязанности, полномочия и ограничения, установленные для всех государственных служащих, и должностные права, обязанности, полномочия и ограничения, определенные для конкретных должностей.

В широком смысле государственный служащий – это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации (управленческого органа, армии, образования, здравоохранения и др.). В узком смысле – это профессиональный управленец органов государственной власти.

В принятом в 1995 г. Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" понятие "государственный служащий" приобрело достаточно определенное ОГЛАВЛЕНИЕ, тождественное узкому смыслу этого слова.

В настоящее время понятие "государственный служащий" также означает особую аппаратную должность в государственных органах. В Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" есть два определения государственного служащего – федерального и субъекта Федерации, которые совпадают но содержанию (ст. 10). В силу этого их вполне возможно объединить: федеральный государственный служащий (субъекта Федерации) – это гражданин России, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной (субъекта Федерации) государственной службы и получающий денежное ОГЛАВЛЕНИЕ за счет средств федерального (субъекта Федерации) бюджета. Следовательно, у государственного служащего выделяются три признака: это гражданин России, осуществляющий деятельность на должности государственной службы, получающий денежное ОГЛАВЛЕНИЕ. Аналогичное определение имеется и в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 13).

Правовой аспект статуса государственного служащего проявляется как широта нрав, круг ограничений и набор функциональных обязанностей, зависящих от должности, которую он занимает.

Организационный аспект статуса государственного служащего определяется местом органа государственной власти в структуре государственного аппарата и должностью, которую он занимает в этом органе. Порядок замещения должности государственного служащего является неотъемлемой составляющей этого аспекта статуса и зависит от категории должности. Организационный аспект непосредственно определяет значительное количество факторов правового аспекта статуса. Также он влияет на материальное обеспечение служащего, т.е. на материальный аспект статуса.

В общественном признании статуса государственного служащего видное место занимает общественное мнение, что неформально определяет отношение общества к государственным служащим[2].

Исходя из вышесказанного, статус государственного служащего – это комплексный показатель положения государственного служащего в социальной системе, один из важнейших параметров его социального положения. Основными составляющими статуса государственного служащего являются его позиция в структуре государственного аппарата и представление общества о месте, роли и значении данной позиции. В соответствии с этим статус в общественном мнении определяется такими категориями, как престиж и уважение.

Таким образом, статус государственного служащего предусматривает:

– непосредственную принадлежность по роду профессиональной деятельности к подготовке, принятию и/или введению решений в сфере государственного управления, причем эти действия, как правило, имеют экономические и социальные последствия для всего общества или его определенной части;

– наличие у государственного служащего полномочий выступать от имени органа государственной власти (тем самым и от имени государства), отстаивая государственные интересы;

– законодательное и нормативно-правовое определение компетентности, полномочий, прав, обязанностей, ограничений и ответственности согласно своей должности;

– принадлежность к особой профессионально-статусной группе, состоящей из профессионально подготовленных к государственной службе представителей различных профессий.

Государственные служащие, исполняющие свои обязанности, должны иметь четкое представление о своей деятельности, т.е. осознавать:

– социальную значимость;

– организованность;

– материально-техническую и информационную обеспеченность;

– определенную форму действий в аппарате;

– компетентность руководства государственной деятельностью[3].

Совокупность этих представлений является осознанной базой социально необходимого способа деятельности.

Важной составляющей деятельности государственных управленцев является социальная ответственность. Сердцевиной ее проблем являются личные ценности управленцев. Этическое поведение государственных служащих значительно влияет на доверие обычных людей к действиям правительства и к их социальной ответственности. Государственный служащий в общении с гражданами должен постоянно чувствовать себя представителем власти, иметь свой имидж, основанный на таких качествах, как профессионализм, государственная позиция, интересы. Личные качества (темперамент, ответственность, дисциплинированность), биография, круг общения, ораторское искусство, внешний вид, мимика, стиль мышления – все это составляет понятие имиджа.

Предметом и продуктом труда в государственном управлении является информация. В случае аналитической деятельности это разноплановая информация о состоянии дел в определенной сфере.

Важным условием эффективной деятельности является умение квалифицированно собирать и обрабатывать информацию. Государственные служащие постоянно используют различные методы сбора информации. Главными среди них являются:

– анализ статистики и изучение официальных документов, личные наблюдения;

– социологические опросы;

– социальные эксперименты.

Применение рациональных методов статистической обработки информации, особенно с помощью современных компьютерных технологий, умение максимально их использовать для сбора, накопления, классификации и обработки информации – это важный элемент профессиональной компетентности современного государственного служащего. Существенным инструментальным средством эффективной аналитической деятельности государственных служащих является высокая культура делопроизводства: умение правильно оформлять, классифицировать и хранить различные виды и типы информационных и аналитических документов, умение пользоваться литературой, документальными архивами, аудиовизуальными документами. Особой задачей многих служащих государственного аппарата на всех уровнях (от местного до центрального) является контроль, анализ и регулирование деятельности определенных предприятий и учреждений (промышленных и коммунальных предприятий, учебных, медицинских учреждений и т.д.).

Для эффективной реализации контрольно-аналитических функций по определенным сегментам экономической, социальной и культурной жизни необходимо:

– знать соответствующее законодательство и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность определенных предприятий и учреждений;

– знать технологическую и организационно-управленческую специфику их деятельности;

– владеть основными методами контроля (статистический анализ, финансово-экономический анализ, технико-технологическая экспертиза, социологический анализ).

Государственный аппарат не только анализирует проблемы и ситуации и готовит проекты управленческих решений. После того как эти решения принимаются высшим политическим руководством, служащие государственного аппарата должны организовать их реализацию. Поэтому организационно-управленческие функции является неотъемлемой и чрезвычайно важной составляющей деятельности государственного аппарата. Выделяют две группы организационно-управленческих функций:

– внешние (организация выполнения государственных решений отдельными гражданами, группами граждан, предприятиями, учреждениями и т.п.);

– внутренние (организация деятельности работников государственного аппарата и отдельных его структурных подразделений).

Характерной чертой внешней организационно-управленческой деятельности государственного аппарата является опора преимущественно на законодательно-нормативное регулирование, стимулирование и ценностно-ориентационное регулирование. Возможности прямого командно-административного влияния на деловое поведение отдельных субъектов ограничены.

Внешние организационно-управленческие функции реализуются с помощью целого комплекса как прямых, непосредственных (правовое и нормативное регулирование, контроль соблюдения законов и нормативов и соответствующие санкции, выполнение принятых решений, кадровая политика и т.д.), так и косвенных средств (пропаганда, обучение, стимулирование, воспитание, формирование определенных ценностных ориентаций, соответствующего социально-психологического климата, определенного общественного мнения, традиций и т.п.).

Государственные служащие должны обладать знаниями и практическими навыками организации выполнения решений, координации деятельности различных юридических и физических лиц, которые отвечают за реализацию отдельных элементов государственных решений и т.п. Особое значение имеет овладение техникой эффективного контроля выполнения принятых решений.

Процесс овладения управленческим искусством значительно сложнее овладения другими функциями. Чрезвычайно важным является способность государственных служащих самостоятельно анализировать конкретные ситуации и находить определенную меру между различными альтернативами. Только гибкое и критическое, диалектическое мышление может быть падежной защитой против бюрократизма. Ведь бюрократические черты в деловом поведении, такие, например, как формализм, безответственность, волокита и т.д., – это не что иное, как потеря чувства системности, комплексности и перспективной целевой ориентации при реализации своих функций.

Служащий, который ориентируется на ситуацию в процессе разработки и реализации управленческих решений, – это не только профессионально грамотный исполнитель положений законов, нормативов и инструкций, но и одновременно исследователь, экспериментатор, который постоянно самостоятельно ведет поиск оптимальных подходов при решении тех или иных проблем.

Для того чтобы успешно решать задачи, связанные с удовлетворением многоплановых потребностей и интересов граждан, нужно:

– знать законодательное поле, права и обязанности граждан и различных государственных и частных учреждений, причастных к потребностям различных категорий граждан, уметь анализировать и прогнозировать их динамику;

– знать психологию личности и межличностные взаимодействия, социальную психологию межличностных отношений и конфликтов;

– владеть техникой психодиагностики личности и социально-педагогическими методами воздействия на ее поведение.

Реализация этих функций (аналитических, социально-консультативных и организационно-управленческих) опирается на интенсивную коммуникацию государственных служащих:

– как по горизонтали (коммуникации с коллегами, работниками других подразделений, различных предприятий и учреждений), так и по вертикали (общение с руководителями и подчиненными);

– как внутри учреждения (внутренняя коммуникация), так и за ее пределами (внешняя коммуникация);

– как в письменной форме, так и в устной;

– как контактно (непосредственная межличностная коммуникация), так и опосредованно (деловая переписка, сообщения но факсу, электронной почте и т.д.).

Коммуникация является главным средством и одним из основных методов решения всех многоплановых задач государственных служащих. Поэтому овладение специфической техникой и культурой коммуникационного взаимодействия – одна из главных проблем профессионализации государственных служащих.

В деятельности государственных служащих весомую роль играют различные формы коллективного поиска оптимальных решений по тем или иным проблемам, поэтому важно овладеть искусством организации коллективной творческой деятельности (методами "мозгового штурма", публичной защиты проектов, коллективного творческого поиска в "кружках качества" по японской модели и т.д.).

Профессиональное формирование государственного служащего, которое включает не только базовую профессиональную подготовку в специальном высшем учебном заведении, но и профессиональный рост непосредственно в процессе служебной деятельности, происходит в течение длительного времени.