Государственный и муниципальный финансовый контроль
В зависимости от органов, осуществляющих контроль некоммерческих организаций, выделяют государственный и муниципальный, а также негосударственный финансовый контроль.
Государственный и муниципальный финансовый контроль включает в себя:
– контроль за выполнением финансовых обязательств некоммерческих организаций перед государством, прежде всего в части внесения налогов;
– контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных финансовых ресурсов в некоммерческих организациях;
– контроль за использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества в некоммерческих организациях.
Субъектами государственного и муниципального финансового контроля являются прежде всего законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, а также контрольные органы, формируемые законодательными (представительными) структурами. Полномочия этих органов отражены в БК РФ.
К субъектам государственного и муниципального финансового контроля относятся также органы исполнительной власти. Механизм проведения государственного и муниципального финансового контроля органами исполнительной власти в некоммерческих организациях определяется налоговым, таможенным и бюджетным законодательством. Наиболее важную роль в этом контроле в настоящее время играют: Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, региональные и местные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций выполняет уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При осуществлении федерального государственного надзора и проведении проверок некоммерческих организаций руководствуются положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Уполномоченный орган и его должностные лица в рамках установленных законодательством РФ могут:
– запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;
– запрашивать информацию о финансово-хозяйственной работе некоммерческих организаций у органов статистики, органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и финансовых организаций;
– направлять своих представителей в некоммерческие организации для участия в проводимых сю мероприятиях;
– проверять соответствие деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию другого имущества, задачам, закрепленным в учредительных документах организации;
– при установлении нарушений законодательства РФ и (или) совершении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей задачам, отраженным в ее учредительных документах, выносить ей письменное предупреждение с указанием сделанного нарушения и сроков его устранения (не менее одного месяца). Предупреждение, сделанное некоммерческой организации, можно обжаловать в вышестоящем органе или суде;
– приостанавливать деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Срок приостановления деятельности нс может быть более 6 мес.
Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов, выясняют соответствие расходования денежных средств и использования другого имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами и сообщают о результатах органу, зарегистрировавшего данную некоммерческую организацию. В отношении бюджетных учреждений федеральные органы государственного финансового контроля, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов, выясняют соответствие расходования денежных средств и использования другого имущества бюджетными организациями целям, предусмотренным их учредительными документами и сообщают соответствующим органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Федеральная служба по финансовому мониторингу анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Если в ходе контрольных действий установлены факты, свидетельствующие о неполноте или недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства РФ, служба но финансовому мониторингу сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации.