Государственный механизм
В 30-е гг. существенные изменения происходят и в механизме Советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так и организации государственного единства.
В Конституции СССР 1936 г. впервые было закреплено руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Все партии, которые существовали еще в предыдущий период, тогда же и исчезли, хотя Закон не запрещал их создание. Статья 126 Конституции СССР 1936 г. разрешала объединение граждан и даже гарантировала право создания общественных организаций. Однако на деле помыслить об образовании какой-то иной политической партии было невозможно. Н.И. Бухарин в одном из своих выступлений как-то даже весьма ярко заявил: "У нас может быть только две партии, одна у власти, другая за решеткой".
Само по себе партийное руководство не является чем-то необычным. В любом буржуазном государстве оно имеет место, меняются лишь организации, приходящие к власти. И такая смена влечет за собой соответствующие перестановки в аппарате. Однако в условиях однопартийности, сложившейся в СССР, создавалась особая обстановка. Исчезли какая-либо конкурентность и возможность критики со стороны других партий, а это приводило к известной бесконтрольности. Дело усугублялось тем, что критика внутри самой партии со временем тоже была затруднена, более того, стала просто невозможной. В этих условиях, хотя и не сразу, И.В. Сталину удалось получить безграничную власть, употребленную и против самой партии. Правда, современный исследователь утверждает, что такой власти в действительности не было, Сталину постоянно приходилось бороться за нее, лавируя между своими соратниками, создавая коалиции и разрушая их.
Формы партийного руководства государством были различными. Иногда создавались совместные партийно-государственные органы, как, например, ЦКК РКИ или политотделы МТС и совхозов. Чаше же применялся другой способ, когда партийные руководители различных уровней становились и государственными. Укоренялась практика и определенной подмены советского руководства партийным, когда директивы партии, как правило, оформлялись в государственном порядке, а иногда действовали и непосредственно.
Вместе с тем вряд ли можно согласиться с Т.П. Коржихиной, усматривавшей нарушение демократии в том, что внутренняя и внешняя политика государства сначала определялась на съездах партии и пленумах ЦК, а потом проводилась через государственные органы. На то партия и правящая, чтобы направлять деятельность государства.
Советское государство, как и прежде, строится на основе принципа демократического централизма. Однако все больше усиливается централизация государственного управления. Это касается не только организации государственного единства, о которой уже говорилось, но и всей структуры органов государства.
Принцип демократического централизма предполагает, как известно, выборность органов власти и их подотчетность избирателям. В 30-е гг. происходят существенные изменения в избирательной системе, знаменующие ее несомненную демократизацию. Новая Конституция отменила классовые ограничения и различия для избирателей, ввела повсеместно прямые выборы и тайное голосование. Все эти принципы реально проводились в жизнь. Тем не менее реализация избирательных прав граждан затруднялась тем, что кандидатуры депутатов всех Советов предлагались, как правило, партийными органами или согласовывались с ними и в сущности исключали альтернативность выдвижения.
Советский государственный механизм, как и прежде, строился на основе сочетания коллегиальности и единоначалия. Однако на практике коллегиальность все чаще и чаше подменялась волей одного начальника. При этом чем выше по статусу был орган, тем более сильной в нем была власть единоличного руководителя. Впрочем, такой порядок не был нормативно закреплен, он постепенно складывался на практике В отличие от В.И. Ленина, ИВ. Сталин на протяжении многих лет не занимал государственных постов, а был лишь руководителем партии. Однако положение Генерального секретаря ЦК ВКП(б) обеспечивало ему такую власть, которая сравнима с властью монарха. При этом Политбюро ЦК, стоявшее во главе партии (и, следовательно, государства), орган коллегиальный, фактически тоже не перечило воле своего лидера.
Хотя в системе государственного управления по-прежнему сохранялось сочетание отраслевого и территориального начал, следует отметить явное усиление отраслевого принципа. Происходило стремительное образование все новых и новых отраслевых органов и разукрупнение прежних.
В связи с этим растет численность работников государственного аппарата. Советское чиновничество постепенно складывается в особую социальную группу, обладающую своими специфическими интересами. Правда, поначалу аппарат еще пополняется рабочими и крестьянами непосредственно от станка и сохи. В годы массовых репрессий наиболее чувствительные удары будут нанесены именно по специалистам, однако на численности служащих это отразится мало, их ряды будут быстро восстанавливаться.
Государство постоянно призывает и требует принятия мер по укреплению законности и правопорядка в управлении. Однако в некоторых органах, и прежде всего в системе органов НКВД, укореняются порядки, характеризуемые грубейшим беззаконием, нарушением самых элементарных прав человека и гражданина.