Лекция 9. Государственный кредит
В условиях сравнительно высокой доли ВВП, перераспределяемой посредством государственного бюджета, одной из важных задач государственной экономической политики стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней и поиск эффективных способов покрытия их возможных дефицитов.
В течение долгого времени именно эта проблематика обусловливала расширение использования системы государственного кредита. Однако в последние годы тема государственного кредитования приобрела новое звучание в связи с долговым кризисом, который, начиная со второй половины 2009 г., начал распространяться по странам Евросоюза. В этот крайне непростой период государственный кредит сыграл двоякую роль. С одной стороны, излишне широкое применение этого механизма (речь, в частности, идет об упрощении доступа к государственным кредитам, приведшем к резкому повышению уровня сопряженных с ними рисков), явилось одним из факторов, обусловивших развитие кризисных процессов. С другой стороны, предоставление кредитов странам, находящимся в наиболее тяжелой ситуации, стало одним из инструментов, с помощью которых Европейский союз пытается оказать им посильную поддержку.
Государственный кредит в современных условиях — это система финансовых отношений по привлечению средств, в которой одной стороной выступает государство, а другой — физические и юридические лица.
В этой системе отношений государственного кредита государство, как правило, выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды или иные государства — кредиторами. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых физических и юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут выполнить своих обязательств, то обязанность по выполнению этих обязательств переходит к государству. Таким образом, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, увеличение государственного долга возможно, поскольку государственные гарантии не требуются первоклассным заемщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы, а в механизме гарантирования кредитов нуждаются прежде всего заемщики, испытывающие определенные финансовые трудности.
В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Выступая в качестве кредитора, государство направляет свои кредиты на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями.
Государственный кредит отличается от банковского прежде всего отсутствием инвестиционной направленности, т.е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса рассширенного производства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Соответственно, и источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним также выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Анализируя ОГЛАВЛЕНИЕ государственного кредита, можно сделать ряд выводов:
• сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
• современная финансовая политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Следствием разрыва между объемом текущих расходов и плановых перспективных доходов является дефицит бюджета, обусловливающий возникновение и рост государственного долга;
• государственный долг может являться инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения, поскольку источником для его погашения являются средства бюджета;
• государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы.
Государственный кредит, совмещая в себе функции финансов и функции кредита, выполняет в экономическом механизме страны три основные функции. Рассмотрим их подробнее.
1. Функция образования денежных фондов — привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. Условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах почти исключительно рыночными методами с использованием финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.
Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе факторов:
• доходности — способности приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости);
• надежности — вероятности понести потери (риск невозврата вложенных средств);
• ликвидности — возможности скорейшего для держателя получения денежных средств.
Государственные ценные бумаги, как правило, считаются надежными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны прежде всего для консервативных инвесторов, придающих наибольшее значение гарантиям сохранности основного капитала. Как в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая дает ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нес процентами в оговоренный срок.
2. Функция использования денежных фондов — вытекает из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования — погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств;
3. Контрольно-регулирующая функция государственного кредита выражается во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.
Кроме того, государственный кредит играет важную роль в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки. Значительна роль государственного кредита и для обеспечения эффективного управления государственными средствами, поскольку государственный кредит позволяет использовать государственные средства в условиях "кассового разрыва" между моментами их поступления и использования (как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов). Следует отметить и тот факт, что государственный кредит как относительно самостоятельное звено системы финансов является эффективным инструментом мобилизации свободных денежных средств финансового рынка для выполнения государственных функций.