Государственный контроль за приобретением акций открытого акционерного общества
Обеспечить реальное соблюдение изученных законодательных предписаний при приобретении акций открытых обществ призван институт государственного контроля, осуществление которого возложено на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг – ФСФР России. Основными источниками регламентации отношений, связанных с реализацией ФСФР России контрольных полномочий при поглощениях, являются Закон об АО (главным образом ст. 84.9) и Положение о поглощениях.
В обозначенный государственный орган (или его территориальные органы) в императивном порядке должно быть представлено предварительное уведомление, под которым подразумевается:
1) добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
2) уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг их владельцами;
3) требование приобретателя о выкупе ценных бумаг.
При этом указанные документы подаются в государственный орган, во-первых, вместе с нотариально удостоверенными копиями документов, прилагаемых в соответствии с Законом об АО к предложению (уведомлению, требованию), и, во-вторых, до направления их в общество ФСФР России обязана сделать отметку о дате представления предварительного уведомления на экземпляре соответствующего документа (предложения, уведомления, требования), остающемся у лица, его представившего.
Лишь по истечении 15 дней с момента представления предварительного уведомления оферент (приобретатель) вправе направить соответствующее предложение, указанные уведомление или требование в открытое общество, причем только если до истечения этого срока государственный орган не направит предписание о приведении предложения (уведомления, требования) в соответствие с требованиями закона. Данное предписание может быть вынесено в следующих исключительных случаях:
– непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом об АО для направления в открытое общество предложения (уведомления, требования) (например, при неподаче банковской гарантии);
– отсутствие в предложении (уведомлении, требовании) всех сведений и условий, предусмотренных гл. XI.1 Закона об АО (например, при неуказании информации об аффилированных лицах);
– несоответствие порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям Закона об АО (в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в ФСФР, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению их цены).
Закон предусматривает возможность обжалования предписания в арбитражном суде, оставляя открытым вопрос о круге заявителей. Очевидно, что в роли заявителя может выступить оферент (приобретатель). Неясным, однако, является положение общества и акционеров, которые в принципе тоже при определенных обстоятельствах могут быть заинтересованы в оспаривании предписания.
Итак, при вынесении предписания предложение (уведомление, требование) не может поступить в общество и выходом из такой ситуации является либо обжалование предписания в судебном порядке, либо добровольное устранение нарушений, выявленных в предписании (конечно, если нарушения носят устранимый характер).
По смыслу положений абз. 3 п. 1 и п. 5 ст. 84.9 Закона об АО предписание должно быть вынесено и направлено не позднее 15 дней с момента представления документов (этот вывод однозначно подтверждается в Положении о поглощениях). Предписание направляется оференту; кроме того, государственный орган уведомляет о направлении предписания общество, а также раскрывает на своей странице в сети "Интернет" информацию о направлении предписания (п. 2.5, 4.4, 5.5 Положения о поглощениях). В случае же пропуска указанного 15-дневного срока контролирующий орган впра
ве обратиться в арбитражный суд по месту нахождения общества с иском о приведении предложения (уведомления, требования) в соответствие с требованиями Закона об АО (т.е. вместо направления предписания!) по рассмотренным ранее основаниям (непредставление необходимых документов и т.п.)[1].
Наряду с предварительным контролем за поглощениями ФСФР России осуществляет и текущий контроль. На оферента возлагается обязанность представить в государственный орган:
1) добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг (вместе с нотариально удостоверенными копиями документов, прилагаемых в силу закона к предложению);
2) изменения, внесенные в добровольное или обязательное предложение.
Данные документы должны поступить в контролирующий орган не позднее даты направления их в общество (напомним, что предложение о приобретении обращающихся на торгах ценных бумаг подлежит направлению в ФСФР России до направления его в общество).
Вопрос о правомочиях государственного органа при получении рассматриваемых документов в Законе об АО проработан плохо: так, сложности возникают при применении правил п. 4,5 ст. 84.9 из-за отсутствия указания о сроке направления предписания; возможности ФСФР России, обнаружившей нарушения при внесении изменений, законом вообще не раскрываются. Эти недоработки в значительной степени восполняются в Положении о поглощениях (п. 2.5, 2.7–2.10), закрепляющем схематику действий ФСФР России и оферента, по большей части аналогичную уже рассмотренной применительно к предложению о приобретении ценных бумаг, обращающихся на торгах:
1) государственный орган может вынести предписание о приведении предложения (а при внесении в него изменений – "о приведении предложения с внесенными в него изменениями") в соответствие в требованиями закона, направив предписание оференту в течение 15 дней с даты подачи им документов;
2) в случае своевременного направления ФСФР России предписания оферент обязан:
а) либо обжаловать предписание в арбитражном суде;
б) либо отозвать предложение (изменения), в том числе путем направления в общество нового предложения (новых изменений), причем:
– новое предложение (новые изменения) может (могут) быть направлено (ы) в общество не ранее даты его (их) представления в ФСФР России;
– при отзыве предложения – заявления владельцев о продаже принадлежащих им ценных бумаг, полученные оферентом, считаются не поступившими, а при отзыве изменений – предложение считается сделанным без их учета;
3) если 15-дневный срок направления предписания пропущен, федеральный орган может обратиться в арбитражный суд с иском о приведении предложения в соответствие с требованиями Закона об АО.
Наконец, при приобретении ценных бумаг на основании добровольного или обязательного предложения имеет место и ретроспективный контроль, заключающийся в необходимости представления в ФСФР России отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения (п. 9 ст. 84.3 Закона об АО, п. 2.11 Положения о поглощениях).