Государственный долг Японии: критические масштабы
Новый рекорд внутреннего государственного долга установила Япония. Величина государственного долга Страны восходящего солнца перед собственными корпорациями и населением составляет сегодня более 235% ВВП. Инвесторы уверены: гигантский долговой пузырь может лопнуть уже в самые ближайшие годы (до 2017 г.), и виноватой в этом, вероятно, окажется финансово-нестабильная Европа. Японские власти пытаются решить проблему за счет увеличения налогов, но эксперты считают это не лучшим лекарством и уже не верят в иену как в надежный актив. Наибольшее опасение у инвесторов вызывает неумолимый рост японского государственного долга. В 2011 финансовом году, который закончился 31 марта 2012 г., его общий объем составил около 12 трлн долл. Эта сумма вдвое превышает ВВП государства. Согласно оценкам МВФ к 2014 г. размер этого долга составит 245% ВВП, а ведь еще в 1984 г. он был на вполне безопасном уровне — немногим более 67% ВВП. По подсчетам экономистов государственный долг в расчете на каждого японца уже превышает 105 тыс. долл.
Не стоит забывать при этом, что речь идет о внутреннем долге, поскольку японское государство занимало средства у населения и национальных корпораций, в том числе через страховые компании или пенсионные фонды. Внешние займы составляют незначительную долю в общем объеме японского государственного долга. "Долг Японии — это огромный пузырь, и он достиг таких размеров, что любая “маленькая иголка” может его проткнуть", — считает президент инвестиционной компании "Фуджимаки" Такеси Фудзимаки. По его мнению, японская экономика может обрушиться в 2017 г. У Японии нет выхода из сложившейся ситуации, кроме как объявить дефолт или спровоцировать гиперинфляцию — утверждает менеджер. Именно европейские события как раз и могут стать той роковой "маленькой иголкой". По его мнению, к 2018 г. Япония вплотную подойдет к неизбежному дефолту. Еще в январе 2011 г. — впервые с 2002 г. — рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило долгосрочный рейтинг Японии до АА- с АА с негативным прогнозом. Тогда же японское правительство разработало план по повышению налогов на потребление в предстоящие годы. В частности, планируется поднять 5% налог на потребление до 10% к 2015 г. Происшедшая в Японии весной 2011 г. крупнейшая природная катастрофа (мощное цунами с землетрясениями) и последовавшая авария на АЭС "Фукусима" лишь усугубили ситуацию с растущими бюджетными расходами (было затрачено 50 млрд долл. на нейтрализацию последствий этой катастрофы). Эксперты полагают, что это приведет к дальнейшему затуханию роста промышленного производства и замедлению восстановления экономики после стихийного бедствия.
Весной 2012 г. агентство Standard & Poor's подтвердило суверенный рейтинг Японии на уровне АА-, сохранив негативный прогноз. Однако в мае 2012 г. Fitch понизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии сразу на две ступени, до отметки А+. У рейтинговых агентств есть сомнения, что обсуждаемые правительством фискальные меры будут иметь положительный эффект. Увеличение налога на потребление не решит структурных проблем японской экономики, заявляет Standard & Poor's. К структурным проблемам в агентстве отнесли несоответствие между системой социального обеспечения, старением населения и низким макроэкономическом ростом. Специалисты Fitch также указали на политические риски налоговых мер, предпринятых правительством в надежде решить ухудшающую финансово-экономическую ситуацию в стране.
В Докладе ООН причины гигантского роста задолженности разных стран связываются с проводившейся за последние 30 лет политикой правительств. В документах ООН также предлагаются меры решения долгового кризиса, отличные от тех, которые традиционно проводит МВФ. Например, в одном из последних докладов ООН ставятся под сомнение основные меры, которые разрабатывает и рекомендует правительствам МВФ. Специалисты ООН саркастически замечают, что "англосаксонские страны" (а это прежде всего США и Англия), которые явились источниками всемирного кризиса, сегодня снова взяли на себя "миссию руководить политикой по спасению от кризиса мировой финансовой системы". Далее ооновцы решительно выступают против "сжатия" государственных социальных расходов, правомерно полагая, что это ведет к сокращению покупательной способности, что плохо влияет на производство и ведет к его сокращению и росту безработицы. Аргументация, изложенная в докладе ЮНКТАД, представляется более убедительной по сравнению с концептуальными положениями МВФ.
Но проблема в том, что за МВФ стоят могущественные банки и корпорации, а также США, Великобритания и другие страны с сильнейшими корпоративно-банковским влиянием на политику. А сам этот фонд выступает как реальная наднациональная сила, обладающая огромными возможностями давления на правительства многих стран. Подходы МВФ в итоге и принимают к исполнению, тем более что современные правительства состоят, как правило, из довольно сереньких людей, не имеющих ни специальных знаний и большого жизненного опыта, ни внутренней силы и энергии, чтобы проводить адекватную политику в интересах своих наций и в целом мирового сообщества. Попытки противодействия мейнстриму мировой политики предпринимаются крайне редко. Президент-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан летом 2011 г. на ежегодном пленарном заседании МВФ и группы Всемирного банка выступил с важным заявлением, в котором он провозгласил необходимость радикального пересмотра всей теоретико-методологической и политической базы Бреттон- Вудских учреждений (МВФ и Всемирного банка), более справедливой их деятельности и возвращении к кейнсианскому регулированию. Сразу же после этого заявления он был обвинен в сексуальных домогательствах, арестован и с позором изгнан с этого поста и в целом из большой политики.