Государственный долг
Функционирование государственного кредита, рассматриваемое с позиции заемщика, ведет к образованию государственного долга. Государственный долг представляет собой сумму задолженности государства кредиторам. В соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Существует непосредственная и прямая зависимость между бюджетным дефицитом и государственным долгом. Государственный долг возникает чаще всего именно из-за невозможности сбалансировать бюджет. Государственные займы, будучи воплощением государственного кредита и формой государственного долга, являются безынфляционным источником финансирования дефицита бюджета. Государственный долг включает задолженность государства по кредитам, разницу между привлечением и погашением средств по государственным займам и сумму накопленного бюджетного дефицита (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Технический состав государственного долга
Каковы границы государственного долга? Государственный долг – сложное и многофакторное явление, обусловленное множеством макроэкономических переменных. В частности, на объемы и динамику государственного долга прямо влияют масштабные публичные социальные обязательства, которые невозможно отменить или секвестровать (сократить). Как правило, в странах с относительно низкими социальными расходами невысок и государственный долг. Поэтому в экономической и финансовой политике, в долговой стратегии государства следует учитывать социальные мандаты, взятые на себя государством.
Ключевые переменные – темпы роста выпуска, сбалансированность бюджета, обменный курс, процентные ставки – становятся в современной экономике все более изменчивыми, волатильными. Поэтому определить приемлемые или критические значения уровня долга (или дефицита бюджета) невозможно. Общепринятый стандарт безопасности указывает на недопустимость превышения уровня 60% к ВВП, а общего долга (включая долги предприятий и граждан) – более 90% ВВП. Однако обоснованность этого уровня статистически не подтверждается: дефолт РФ в 1998 г. произошел на уровне долга 20% к ВВП, а Япония, ныне имея долг 238% ВВП, успешно его обслуживает и рефинансирует.
Тем не менее ориентир безопасности 60% к ВВП остается часто употребимым. В результате последствий мирового финансового кризиса и сильного роста дефицита бюджета большое число стран вышло за пределы безопасности. Рост мирового государственного долга начался в 2007 г., в преддверии кризиса. Поданным "Fiscal Monitor" ("Налогового монитора") МВФ мировой государственный долг в 2013 г. составляет 38,4 трлн долл., в среднем – около 80% ВВП. Но десять экономик, на долю которых приходится 40% мирового ВВП, имеют долг выше 90% ВВП. Это США, Япония, Великобритания и семь стран зоны евро, включая Францию, Италию, Испанию. Долг стран Евросоюза, включающего 28 стран, составил 11,1 трлн евро. Более чем в половине стран ЕС госдолг превышает лимит 60% ВВП. Уровень долга составляет 86% ВВП, а в зоне евро, объединяющей 17 стран, – 93% ВВП.
Мировым лидером по уровню задолженности является Япония. Крупнейшим должником являются также США, чей долг (108% ВВП) превысил исторический максимум 1955 г. (еще в 2007 г. долг находился на безопасном уровне – 62% ВВП). В еврозоне 10 стран из 17 имеют государственный долг выше безопасного предела. Быстрее всего долг рос в Греции, Ирландии, Португалии, Бельгии. Пять государств еврозоны в настоящее время получают помощь международных кредиторов. Высокий уровень долга регистрируется и у развитых стран – Италии (130%), Франции (90%).
Динамика уровня долга разных стран за последние годы характеризуется данными табл. 7.1.
Таблица 7.1. Уровень государственного долга, % к ВВП
Страна |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Зона евро |
69,6 |
70,3 |
68,7 |
66,4 |
70,2 |
80,0 |
85,6 |
88,1 |
93,1 |
Германия |
66,2 |
68,5 |
68,0 |
65,2 |
66,8 |
74,5 |
82,5 |
80,5 |
81,6 |
Ирландия |
29,5 |
27,3 |
24,6 |
25,0 |
44,5 |
64,9 |
92,2 |
106,4 |
117,2 |
Греция |
98,9 |
101,2 |
107,5 |
107,2 |
112,9 |
129,7 |
148,3 |
170,6 |
161,6 |
Испания |
46,3 |
43,2 |
39,7 |
36,3 |
40,2 |
53,9 |
61,5 |
69,3 |
88,4 |
Франция |
65,0 |
66,7 |
64,0 |
64,2 |
68,2 |
79,2 |
82,3 |
86,0 |
90,3 |
Италия |
103,4 |
105,7 |
106,3 |
103,3 |
106,1 |
116,4 |
119,2 |
120,7 |
127,1 |
Порту галия |
61,9 |
67,7 |
69,4 |
68,4 |
71,7 |
83,2 |
93,5 |
108,0 |
120,6 |
Велико британия |
41,0 |
42,2 |
43,3 |
44,2 |
52,3 |
67,8 |
79,4 |
85,2 |
89,8 |
США |
68,1 |
67,7 |
66,4 |
66,8 |
75,9 |
89,5 |
98,7 |
103,1 |
107,6 |
Япония |
180,7 |
186,4 |
186,0 |
183,0 |
191,8 |
210,2 |
215,0 |
232,0 |
237,5 |
Источник: Еврокомиссия.
Графическое представление объема долга стран ОЭСР, по оценке МВФ, дано на рис. 7.3.
Рис. 7.3. Чистые государственные заимствования и бюджетный дефицит стран ОЭСР, трлн долл.
Долговую позицию можно выразить и путем подсчета валовых финансовых потребностей – суммы дефицита бюджета и текущих выплат по государственному долгу. Как и по абсолютному уровню долга, среди развитых стран в 2013 г. по этому показателю лидируют Япония (59% ВВП), Италия (27,8% ВВП) и США (25,2% ВВП), среди развивающихся экономик – Египет, Пакистан и Иордания (в диапазоне 32–37%), а также Украина, Бразилия, Индия и Южная Африка.
В результате проводимой после кризиса бюджетной консолидации, т.е. оздоровления государственных финансов, ожидается медленное снижение мирового государственного долга и валовых финансовых потребностей. Это возможно только при возобновлении устойчивого экономического роста. В среднесрочной перспективе в ведущих странах уровень долга будет расти. Пиковые значения ожидаются в 2014–2015 гг., в США – в 2020 г. Маастрихтского критерия 60% ВВП долг зоны евро может достичь только к 2030 г., но и тогда в Греции, Италии, Португалии долг будет выше этого уровня.
Одновременно с ростом долга в странах, наиболее сильно пострадавших во время кризиса, в большинстве стран уровень государственного долга заметно ниже среднемирового. Это Китай, Бразилия, Южная Корея, Мексика, Турция, Малайзия, ЮАР, Индонезия, Саудовская Аравия. Среди этих стран и Россия.
Самый высокий уровень государственного долга РФ последних лет (в 2004 г.) не превышал четверти ВВП. В последние годы он стабилизировался на уровне 12–14%. Совокупный объем государственного долга РФ достигнет к концу 2015 г. 14,4% ВВП (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Государственный долг РФ, % ВВП
Целевым ориентиром безопасности для России является уровень не выше четверти ВВП.