Государственные реформы первой половины XIX века
Заложенная еще Петром Великим система государственного управления на протяжении столетия принципиально не менялась. Пирамида власти оставалась прежней: император, при нем высший совещательный орган. В начале XIX в. это Непременный совет, преобразованный в 1810 г. в законосовещательный Государственный совет[1]. В состав Совета, помимо назначенных императором наиболее близких ему лиц, входили министры но должности, Председатель и вице-председатель назначались монархом. Работа Государственного Совета осуществлялась в департаментах. Законотворческой деятельностью занимался Департамент законов. Департамент гражданских и духовных дел имел весьма широкие функции: судопроизводства, возведения в дворянское достоинство и его лишения, а также присвоения титулов, приватизации и реприватизации имущества в интересах государства, согласования деятельности государственных структур и преодоления разногласий между ними, а также разрешения вопросов церковной жизни. Департамент государственной экономии рассматривал законопроекты в области экономики, торговли, финансов, налогообложения, банковской сферы, а также просвещения и науки. Департамент военных дел занимался вопросами обороны. По мере необходимости могли создаваться временные департаменты, например. Департамент дел Царства Польского.
Хотя Государственный совет по своему статусу был совещательным органом, компетенция его была весьма обширна. Он рассматривал законодательные предположения и выносил по ним суждения, с которыми монарх, как правило, считался. Он выносил свои суждения относительно совершенствования управления страной, совершенствования законодательства. Значительное место в его деятельности отводилось разъяснению и комментированию действующего законодательства. В его компетенцию также входила выдача рекомендаций по политическим вопросам в условиях чрезвычайных условиях, а также по поводу бюджетных ассигнований. На нем лежала обязанность контроля над расходованием государственных средств.
Манифест от 8 сентября 1802 г. "Об учреждении министерств" положил начало новой системе управления. Было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, иностранных дел, коммерции, народного просвещения. В середине 1811 г. принимается разработанное М. М. Сперанским "Общее учреждение министерств". В соответствии с этим документом общее руководство министерствами возлагалось на Комитет министров, который был учрежден 20 марта 1812 г. Этот орган, работавший под председательством монарха, также имел совещательный статус. Эти структуры, включая упраздненную Александром I и восстановленную Николаем I Собственную Его Императорского Величества канцелярию (СЕИВ канцелярия), входили в систему верховного управления империей.
Николай I Павлович (1825—1855) сосредоточил в этом учреждении все рычаги государственной власти. Поначалу Канцелярия имела три отделения.
Первое отделение, возглавляемое А. А. Аракчеевым, ведало кадровыми вопросами, контролировало деятельность центральных органов и готовило законопроекты.
Второе отделение, фактически руководимое М. М. Сперанским, занималось систематизацией и кодификацией законодательства.
Третье отделение, которое возглавил Л. X. Бенкендорф, представляло собой систему спецслужб по борьбе с государственными преступлениями и инакомыслием. Поначалу оно имело пять экспедиций, занимавшихся всем кругом государственных и должностных преступлений, а также зарождающимся революционным движением. К концу 1826 г. в его составе было создано восемь отделов.
Первый отдел занимался государственной безопасностью, ведал вопросами ссылки и заключения под стражу.
Основным назначением второго отдела был контроль деятельности религиозных сект и раскольников, по помимо этого он занимался уголовными и должностными преступлениями, рассматривал прошения и жалобы, подаваемые в высшие властные инстанции.
Третий отдел вел борьбу с фальшивомонетничеством, подделкой документов и цепных бумаг.
Четвертый отдел надзирал за политически неблагонадежными лицами, осуществлял цензуру, собирал и анализировал сведения о положении крестьян, о происшествиях, о настроениях в обществе.
В компетенции пятого отдела была административная ссылка.
Шестой отдел ведал пенитенциарной системой.
Седьмой отдел надзирал за находящимися в стране иностранцами, фактически он положил начало отечественной контрразведки.
Восьмой отдел занимался обобщением и анализом статистических данных, подготовкой разного рода докладов и справок.
В распоряжении Третьего отделения находился жандармский корпус, учрежденный в 1827 г., основным назначением которого было "усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения... рассеяние законом запрещенных скопищ". Сначала в стране было пять жандармских округов, потом их стало восемь.
Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Оно было создано на основе канцелярии вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Пятое отделение, возглавляемое графом 11. Д. Киселевым, создавалось для моделирования разработанной им системы управления государственными крестьянами. Наработки этого отделения были использованы при проведении всех последующих реформ.
Шестое отделение было образовано в 1842 г. для "водворения на Кавказе прочного устройства".
В первой половине XIX в. была создана разветвленная сеть пенитенциарных учреждений, в которых отбывали наказание примерно 300 тыс. человек, что при тогдашней численности населения России цифра внушительная. Тюрьмы были политические, монастырские, общеуголовные. В Сибири создавались каторжные тюрьмы. Для малозначительных наказаний существовали работные и смирительные дома. Деятельность пенитенциарных учреждений регламентировалась "Сводом учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных", принятым в 1832 г.
Известному упрощению подверглась судебная система, прежде всего, за счет упразднения ряда промежуточных структур. Были ликвидированы верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. В результате судами второй инстанции стали палаты уголовного и гражданского суда. Рассмотрение дел малой значимости по первой инстанции переместилось в уездный суд. Что касается жителей городов, то они продолжали судиться по старой системе: в ратушах, магистратах, коммерческих и словесных судах. В конце 1830-х гг. был введен Сельский полицейский устав, а для государственных крестьян Судебный сельский устав. Этим документом регламентировался порядок судопроизводства по делам государственных крестьян, в нем содержался перечень проступков и санкций за их совершение. В числе последних значились: штраф, принудительные работы, заключение под стражу, телесные наказания (розги), лишение свободы.