Государственные природные заповедники и национальные парки
Территории государственных природных заповедников изымаются из хозяйственного использования; их особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, сохраняются как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
На государственные природные заповедники возлагаются следующие основные задачи:
• осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
• организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
• осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
• экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
• содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
На территории заповедника запрещается деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам.
В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
Согласно Положению о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 № 48, к числу запрещенных на территории заповедников видов деятельности относятся:
• действия, изменяющие гидрологический режим земель;
• изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
• строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
• сбор минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках, и др.
Пребывание на территории государственных природных заповедников лиц, не являющихся их работниками, допускается при наличии разрешений федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление ими. За посещение в целях познавательного туризма взимается плата.
Национальные парки, являясь природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями (что объединяет их с заповедниками), предназначены и для регулируемого туризма. В настоящее время насчитывается более 30 национальных парков.
Серьезной практической проблемой становится зонирование и надлежащее рациональное использование их территорий, где устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей.
В национальных парках выделяются функциональные зоны:
• заповедные – с запрещением любой хозяйственной деятельности и рекреации;
• особо охраняемые – со строго регулируемым посещением;
• познавательного туризма – для экологического просвещения;
• рекреационные – для отдыха;
• охраны историко-культурных объектов;
• обслуживания посетителей – для размещения мест ночлега, сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
• хозяйственного назначения.
Нормы Федерального закона "Об охране окружающей среды", ЗК РФ и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" взаимодействуют с нормами Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
В земли национальных парков и иных ООПТ допускается включение земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
За посещение территории национального парка в целях туризма и отдыха взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, обладающими земельными участками, в том числе лесами, предоставленными на правах постоянного бессрочного пользования.