Государственные природные заповедники
История создания заповедников в нашей стране насчитывает почти сто лет. Началом создания сети заповедников является учреждение государственного заповедника "Баргузинский" (Республика Бурятия) в 1916 г. В настоящий момент в России функционирует 100 государственных природных заповедников, расположенных на территориях 19 республик в составе РФ, пяти краев, 35 областей, автономной области, семи автономных округов. Их общая площадь – 33,5 млн га (свыше 1,56% площади РФ), хотя по рекомендованным международным сообществом экологическим нормам площадь заповедных территорий должна составлять не менее 3%, а с заказниками и другими охраняемыми территориями – до 6% территории страны.
Природные заповедники являются высшей формой особо охраняемых природных территорий. Ими объявляются комплексы и объекты (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, экологическое, просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда живых организмов. Для изучения таких комплексов и создаются научно-исследовательские некоммерческие учреждения федерального значения – государственные природные заповедники.
При создании заповедника учитывают следующие признаки: экологический (природный комплекс должен состоять из одной или нескольких не тронутых человеком естественных экосистем, быть эталоном природы), географический (природный комплекс может быть типичным ландшафтом для данной местности или редким) и биологический (сохранение многообразия растительных или животных сообществ, охраны редких видов растительного или животного мира и т.д.). Кроме того, для организации заповедника на базе природного комплекса необходимо наличие угрозы существованию природных комплексов, т.е. они должны нуждаться в охране от различных видов негативного воздействия человека.
На заповедник как государственное научно-исследовательское учреждение возлагаются, в частности, следующие задачи: контрольно-охранительная, которая заключается в сохранении биологического разнообразия и поддержании в естественном состоянии охраняемых природных комплексов; научная задача – проведение экологического мониторинга, ведение летописи природы (годовой отчет заповедника, где указываются данные обо всех изменениях в заповедных экосистемах), развитие научных исследований по теме заповедника и т.д.; культурно-просветительная – экологическое просвещение, содействие подготовки научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Осуществление экологического просвещения не исключает возможности проведения экологических экскурсий по специально отведенным экологическим тропам и маршрутам, как это сделано, например, в Тебердинском государственном биосферном заповеднике. Однако в большинстве случаев пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, нс являющихся их работниками, допускается только при наличии разрешений дирекций государственных природных заповедников.
На территории заповедника запрещается строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительство зданий и сооружений, дорог, линий электропередачи (кроме необходимых для обеспечения деятельности заповедника), применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений и иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов и угрожающая состоянию природных комплексов и объектов.
В то же время, учитывая огромную площадь большинства заповедников, а также факт расположения на их территории различных сельских населенных пунктов, п. 4 ст. 9 Закона об особо охраняемых природных территориях разрешает на специально выделенных (и не самых ценных) участках в границах заповедника их частичное хозяйственное использование, направленное на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.
Кроме того, на специально выделенных участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством РФ для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Земельные участки, необходимые для осуществления данной деятельности, могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Включение в конце 2011 г. последней нормы в Закон об ООПТ означает, что внутреннее строение заповедника перестает быть монолитным и постепенно начинает напоминать сложное внутреннее устройство национальных парков.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.
Имущество заповедника является федеральной собственностью. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются им в пользование на правах, предусмотренных федеральными законами. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ними на праве оперативного управления. Земельные участки, иные природные ресурсы и имущество заповедников изымаются из оборота и не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Государственные природные заповедники финансируются из федерального бюджета, и могут самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты и рыболовства, полученных благотворительных взносов, за счет научной, природоохранной и иной деятельности, не противоречащей задачам их создания.
На прилегающих к заповеднику участках могут создаваться охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Данная территория не изымается у прежних землепользователей, но их права ограничиваются с целью защиты заповедников от неблагоприятных воздействий (запреты на охоту, рыболовство, рубку леса и т.д.). Решение об образовании охранной зоны заповедника принимается и утверждается Правительством РФ.
Особое место среди заповедников занимают биосферные заповедники, включенные решением ЮНЕСКО в мировую сеть биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг (например, биосферный заповедник "Черные земли" в Калмыкии или Астраханский биосферный заповедник).
К территории государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
В последние десятилетия одним из направлений международного сотрудничества стало заключение межправительственных договоров о создании заповедников. Так, Соглашением между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики (Пекин, 25 апреля 1996 г.) было решено создать совместный заповедник "Озеро Ханка" в приграничных районах РФ и Китая, территория которого представлена водно-болотными экосистемами. Заповедник "Озеро Ханка" делится линией российско-китайской государственной границы на две части – государственный природный заповедник "Ханкайский" в Приморском крае (территория РФ) и заповедник "Озеро Ханка" в провинции Хэйлунцзян (территория KPIP).