Государственные органы внешних сношений

Органы внешних сношений государств делятся на внутригосударственные и зарубежные.

К внутригосударственным органам относятся: парламент, глава государства (коллегиальный или единоличный), правительство, ведомство иностранных дел.

Парламент как высший законодательный орган определяет основы внешней политики государства; глава государства осуществляет внешнее представительство государства на международной арене; правительство осуществляет общее руководство внешней политикой государства, а министерство иностранных дел (ведомство) является органом правительства по осуществлению внешней политики. В частности, министерство иностранных дел посылает директивы и дает указания дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, постоянным представительствам при международных организациях и делегациям на конференциях и сессиях органов международных организаций. Оно поддерживает связь и ведет переговоры с иностранными дипломатическими представительствами и делегациями, готовит проекты соглашений, обрабатывает и централизует поступающую информацию и т.д.

Существуют и так называемые конвенционные органы внешних сношений, определяемые соответствующими соглашениями. К конвенционным относятся прежде всего органы технических, культурных, военных и иных связей между государствами (например, Министерство обороны по какому-либо соглашению о военных миссиях или о взаимной помощи).

Зарубежные органы внешних сношений подразделяются на постоянные (посольства, миссии, постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения) и временные (специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах).

Органами внешних сношений являются органы государственной власти и управления и органы и лица, правомочные представлять за рубежом субъект международного права, выражать его волю, защищать его интересы в международных отношениях и интересы его граждан.

Начало и прекращение дипломатической миссии

Установление дипломатических отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию. Необходима также договоренность об учреждении постоянных дипломатических представительств и об их уровне.

Право государства назначать дипломатических представителей в другие государства называется активным правом посольства. Ему соответствует пассивное право посольства, т.е. право принимать дипломатических представителей иностранных государств, облеченных дипломатическими полномочиями.

Назначение главы дипломатического представительства – прерогатива аккредитующего государства. Однако государство пребывания должно дать агреман (согласие) на аккредитацию лица в качестве главы представительства и может отказать в агремане, не сообщая мотивов отказа.

Начало дипломатической миссии проходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение па должность; в) прибытие в государство назначения; г) официальное вступление в должность.

До получения агремана назначение на должность главы дипломатического представительства не может иметь места. До этого момента не принято также публиковать в средствах массовой информации сообщения о предполагаемом назначении.

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представлении заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания (как правило, на уровне министра или заместителя министра).

Если глава представительства не может выполнять свои функции, временно исполняющим обязанности главы представительства назначается временный поверенный в делах. Фамилия временного поверенного в делах сообщается министерству иностранных дел государства пребывания либо главой дипломатического представительства, либо министром иностранных дел аккредитующего государства.

Остальные члены дипломатического персонала считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей после своего назначения и прибытия в государство пребывания с момента уведомления компетентных властей (обычно министерства иностранных дел государства пребывания). Агреман на них не запрашивается.

Что касается военных, морских или авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на одобрение этому государству.

Аккредитующее государство может назначить любого члена дипломатического персонала в одно или несколько других государств, если не заявлено возражений со стороны любого из государств пребывания.

Два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы представительства в другом государстве, если государства пребывания не возражают против этого.

Глава представительства или любой член дипломатического персонала представительства может действовать в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Функции главы дипломатического представительства или любого члена дипломатического персонала прекращаются в тот момент, когда он оставляет государство пребывания или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать (в том числе при отозвании, объявлении дипломата persona non grata – нежелательным лицом; так называемом "дисмисл" – объявлении дипломата частным лицом; отказ дипломата выполнять свои функции и т.д.).

Прекращение дипломатической миссии может происходить по разным причинам: вооруженный конфликт, разрыв дипломатических отношений, исчезновение одной из сторон в качестве субъекта международного права, социальная революция или неконституционная смена правительства в аккредитующем государстве или в государстве пребывания. Даже в случае разрыва дипломатических отношений и вооруженного конфликта государство пребывания должно оказать необходимое содействие для скорейшего выезда иностранных дипломатов и членов их семей.