Государственные и муниципальные организации

Государственные и муниципальные организации – это организации, имеющие государственное или муниципальное имущество.

Количество зарегистрированных государственных предприятий и организаций за первое десятилетие текущего столетия сократилось на 33,9% и составило 112580, доля в общем количестве также сократилась почти в два раза – с 4,4 до 2,3% (табл. 7.4 и 7.5). Количество зарегистрированных муниципальных предприятий и организаций за первое десятилетие текущего столетия увеличилось на 6,5% и составило 230897, а доля в общем количестве сократилась почти в два раза с 6,5 до 4,7%.

Таблица 7.4

Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2000–2012 гг. (на конец года)[1]

Годы

Всего, единиц

В том числе по формам собственности

государственная

муниципальная

частная

общественных и религиозных организаций (объединений)

прочие*

2012

4886432

112580

230897

4195016

147326

200613

2011

4866620

115508

239458

4164 605

149632

197417

2010

4823304

119446

246449

4103583

157031

196795

2009

4907753

129864

252977

4128132

187760

209020

2008

4771904

135007

257627

3975511

197398

206361

2007

4 674896

141659

262657

3855399

212319

202862

2006

4506607

149285

264317

3638823

239189

214993

2005

4767260

160424

252070

3837557

252515

264 694

2004

4417074

159190

248247

3499163

252777

257697

2003

4149815

161338

246121

3237745

251509

253102

2002

3845278

157050

239256

2956810

244320

247842

2001

3593837

155064

231039

2725901

236755

245078

2000

3346483

150758

216647

2509567

222957

246554

* Формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную.

Таблица 7.5

Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2000–2012 гг. (на конец года)[2]

Годы

Всего, %

В том числе по формам собственности

государственная

муниципальная

частная

общественных и религиозных организаций (объединений)

прочие*

2012

100

2,3

4,7

85,9

3,0

4,1

2011

100

2,3

4,9

85,6

3,1

4,1

2010

100

2,4

5,1

85,1

3,3

4,1

2009

100

2,6

5,2

84,1

3,8

4,3

2008

100

2,9

5,4

83,3

4,1

4,3

2007

100

3,1

5,6

82,5

4,5

4,3

2006

100

3,3

5,9

80,7

5,3

4,8

2005

100

3,3

5,3

80,5

5,3

5,6

2004

100

3,7

5,6

79,2

5,7

5,8

2003

100

3,9

5,9

78

6,1

6,1

2002

100

4,1

6,2

76,9

6,4

6,4

2001

100

4,4

6,4

75,8

6,6

6,8

2000

100

4,4

6,5

75

6,7

7,4

* Формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную.

Государственные и муниципальные организации с точки зрения целей могут быть коммерческими и некоммерческими.

Государственные и муниципальные коммерческие организации могут осуществлять свою деятельность в организационно-правовой форме унитарного предприятия на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество (ГК РФ, ст. 113).

Унитарными предприятиями, основанными на нраве оперативного управления (казенными предприятиями), признаются коммерческие организации, созданные на базе государственного или муниципального имущества (ГК РФ, ст. 115). Федеральными казенными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления и собственником которого является РФ. От имени РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[3]. Казенными предприятиями субъектов РФ признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления и собственником которого является субъект РФ. От имени субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[3]. Муниципальными казенными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления и собственником которого является муниципальное образование. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[5].

Унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, признаются коммерческие организации, созданные по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ГК РФ, ст. 114). Федеральными государственными унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и собственником которого является РФ. От имени РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[5]. Государственными унитарными предприятиями субъектов РФ признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и собственником которого является субъект РФ. От имени субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[5]. Муниципальными унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и собственником которого является муниципальное образование. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[5].

Государственные и муниципальные некоммерческие организации могут осуществлять свою деятельность в следующих организационно-правовых формах:

– ассоциация (союз) экономического взаимодействия субъектов РФ;

– совет муниципальных образований субъектов РФ;

– бюджетное учреждение;

– казенное учреждение;

– государственная академия наук;

– государственная компания;

– государственная корпорация.

Ассоциациями (союзами) экономического взаимодействия субъектов РФ признаются некоммерческие организации, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов РФ и которые создаются на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ[9].

Советами муниципальных образований субъектов РФ признаются образованные в каждом субъекте РФ советы муниципальных образований субъекта РФ, чья организация и деятельность осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям[5].

Бюджетными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование[11].

Казенными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (БК РФ, ст. 6).

Государственными академиями наук являются некоммерческие организации, наделенные правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством РФ и уставами академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации[12].

Государственными компаниями признаются некоммерческие организации, не имеющие членства и созданные РФ на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственные компании создаются на основании федерального закона[13].

Государственными корпорациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные РФ на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственные корпорации создаются на основании федерального закона[14].