Государственные и муниципальные организации
Государственные и муниципальные организации – это организации, имеющие государственное или муниципальное имущество.
Количество зарегистрированных государственных предприятий и организаций за первое десятилетие текущего столетия сократилось на 33,9% и составило 112580, доля в общем количестве также сократилась почти в два раза – с 4,4 до 2,3% (табл. 7.4 и 7.5). Количество зарегистрированных муниципальных предприятий и организаций за первое десятилетие текущего столетия увеличилось на 6,5% и составило 230897, а доля в общем количестве сократилась почти в два раза с 6,5 до 4,7%.
Таблица 7.4
Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2000–2012 гг. (на конец года)[1]
Годы |
Всего, единиц |
В том числе по формам собственности |
|||||
государственная |
муниципальная |
частная |
общественных и религиозных организаций (объединений) |
прочие* |
|||
2012 |
4886432 |
112580 |
230897 |
4195016 |
147326 |
200613 |
|
2011 |
4866620 |
115508 |
239458 |
4164 605 |
149632 |
197417 |
|
2010 |
4823304 |
119446 |
246449 |
4103583 |
157031 |
196795 |
|
2009 |
4907753 |
129864 |
252977 |
4128132 |
187760 |
209020 |
|
2008 |
4771904 |
135007 |
257627 |
3975511 |
197398 |
206361 |
|
2007 |
4 674896 |
141659 |
262657 |
3855399 |
212319 |
202862 |
|
2006 |
4506607 |
149285 |
264317 |
3638823 |
239189 |
214993 |
|
2005 |
4767260 |
160424 |
252070 |
3837557 |
252515 |
264 694 |
|
2004 |
4417074 |
159190 |
248247 |
3499163 |
252777 |
257697 |
|
2003 |
4149815 |
161338 |
246121 |
3237745 |
251509 |
253102 |
|
2002 |
3845278 |
157050 |
239256 |
2956810 |
244320 |
247842 |
|
2001 |
3593837 |
155064 |
231039 |
2725901 |
236755 |
245078 |
|
2000 |
3346483 |
150758 |
216647 |
2509567 |
222957 |
246554 |
|
* Формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную.
Таблица 7.5
Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2000–2012 гг. (на конец года)[2]
Годы |
Всего, % |
В том числе по формам собственности |
||||||
государственная |
муниципальная |
частная |
общественных и религиозных организаций (объединений) |
прочие* |
||||
2012 |
100 |
2,3 |
4,7 |
85,9 |
3,0 |
4,1 |
||
2011 |
100 |
2,3 |
4,9 |
85,6 |
3,1 |
4,1 |
||
2010 |
100 |
2,4 |
5,1 |
85,1 |
3,3 |
4,1 |
||
2009 |
100 |
2,6 |
5,2 |
84,1 |
3,8 |
4,3 |
||
2008 |
100 |
2,9 |
5,4 |
83,3 |
4,1 |
4,3 |
||
2007 |
100 |
3,1 |
5,6 |
82,5 |
4,5 |
4,3 |
||
2006 |
100 |
3,3 |
5,9 |
80,7 |
5,3 |
4,8 |
||
2005 |
100 |
3,3 |
5,3 |
80,5 |
5,3 |
5,6 |
||
2004 |
100 |
3,7 |
5,6 |
79,2 |
5,7 |
5,8 |
||
2003 |
100 |
3,9 |
5,9 |
78 |
6,1 |
6,1 |
||
2002 |
100 |
4,1 |
6,2 |
76,9 |
6,4 |
6,4 |
||
2001 |
100 |
4,4 |
6,4 |
75,8 |
6,6 |
6,8 |
||
2000 |
100 |
4,4 |
6,5 |
75 |
6,7 |
7,4 |
||
* Формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную.
Государственные и муниципальные организации с точки зрения целей могут быть коммерческими и некоммерческими.
Государственные и муниципальные коммерческие организации могут осуществлять свою деятельность в организационно-правовой форме унитарного предприятия на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество (ГК РФ, ст. 113).
Унитарными предприятиями, основанными на нраве оперативного управления (казенными предприятиями), признаются коммерческие организации, созданные на базе государственного или муниципального имущества (ГК РФ, ст. 115). Федеральными казенными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления и собственником которого является РФ. От имени РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[3]. Казенными предприятиями субъектов РФ признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления и собственником которого является субъект РФ. От имени субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[3]. Муниципальными казенными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления и собственником которого является муниципальное образование. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[5].
Унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, признаются коммерческие организации, созданные по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ГК РФ, ст. 114). Федеральными государственными унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и собственником которого является РФ. От имени РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[5]. Государственными унитарными предприятиями субъектов РФ признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и собственником которого является субъект РФ. От имени субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[5]. Муниципальными унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и собственником которого является муниципальное образование. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов[5].
Государственные и муниципальные некоммерческие организации могут осуществлять свою деятельность в следующих организационно-правовых формах:
– ассоциация (союз) экономического взаимодействия субъектов РФ;
– совет муниципальных образований субъектов РФ;
– бюджетное учреждение;
– казенное учреждение;
– государственная академия наук;
– государственная компания;
– государственная корпорация.
Ассоциациями (союзами) экономического взаимодействия субъектов РФ признаются некоммерческие организации, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов РФ и которые создаются на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ[9].
Советами муниципальных образований субъектов РФ признаются образованные в каждом субъекте РФ советы муниципальных образований субъекта РФ, чья организация и деятельность осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям[5].
Бюджетными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование[11].
Казенными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (БК РФ, ст. 6).
Государственными академиями наук являются некоммерческие организации, наделенные правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством РФ и уставами академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации[12].
Государственными компаниями признаются некоммерческие организации, не имеющие членства и созданные РФ на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственные компании создаются на основании федерального закона[13].
Государственными корпорациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные РФ на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственные корпорации создаются на основании федерального закона[14].