Выводы

1. Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. С развитием государственной структуры управления возникают ведомства, которые берут на себя функции защиты и установления порядка в обеспечении нетрудоспособных – престарелых, сирот, инвалидов. В 1827 г. в Российской империи был создан бюджетный централизованный государственный пенсионный фонд для выплаты пенсий государственным и военным служащим. Кроме общего "Устава о пенсиях" от 1827 г. действовали "особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам". Эти уставы учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п. Во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон (1888), обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий но болезни и уходу с работы по инвалидности.

2. В 1897 г. был издан рамочный закон, устанавливавший общие требования к пенсионным кассам любых частных предприятий и требовавший от предпринимателей полной гарантии состоятельности пенсионной кассы. Из пенсионных касс, наряду с пенсиями по выслуге лет и по инвалидности, выплачивались обычно и пособия по болезни за счет предприятий и учреждений. До 1917 г. социальное обеспечение престарелых строилось не на основе учета возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении стали осуществляться после социалистической революции.

3. В 1932 г. законодательно были введены пенсионные возрасты – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (кроме колхозников – они получали пенсии за счет колхозов). В 1936 г. после принятия Конституции СССР пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих. В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное обеспечение не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 1980-е гг. составила около 60% бюджета социального обеспечения.

4. В 1992 г. в России начало действовать повое пенсионное законодательство. Главной его особенностью являлась более выраженная социальная направленность: унификация для всех категорий занятых, включая священнослужителей, творческих работников и т.п.; расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, а также многое другое, связанное с формой расчетов пенсионных выплат. Однако главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. С тех пор и по сей день система пенсионного обеспечения России постоянно пересматривается.

5. К 2013 г. государственная система пенсий включала государственное пенсионное обеспечение (пенсии за выслугу лет для служащих различных категорий и социальные пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца для неработающих) за счет федерального бюджета и обязательное пенсионное страхование за счет обязательных страховых взносов работодателей и самозанятых граждан, предусматривающее выплату трудовых пенсий по старости, инвалидности и потери кормильца. Трудовая пенсия по старости включала страховую (солидарную) часть, расходуемую на текущие пенсионные выплаты по распределительной схеме и накопительную часть, которая персонализировалась. Работающие на работах с вредными и тяжелыми условиями труда имеют право на получение трудовой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста от 10 лет до 1 года в зависимости от условий труда.

6. Государственная система пенсий дополняется добровольным пенсионным страхованием в НПФ и коммерческих страховых компаниях. Застрахованные по обязательному пенсионному страхованию имеют право перевода накопительной части трудовой пенсии в НПФ или в управляющую компанию.

7. В 2013 г. началась очередная реформа пенсионной системы – с введения дополнительных пенсионных взносов со страхователей, работники которых имеют по условиям труда право на досрочную трудовую пенсию. В дальнейшем планируется ввести новую пенсионную формулу, позволяющую полнее учитывать заработок застрахованного лица и стимулирующую к более позднему выходу на пенсию для достижения максимального страхового стажа, а также передачу накопительной части в НПФ.