Государственные гарантии как инструмент развития проектного финансирования
В российской и международной практике существует много форм государственной поддержки реализации инвестиционных проектов:
• государственные гарантии РФ и субъектов РФ;
• заключение концессионных соглашений;
• внесение взносов в уставный капитал принципала;
• субсидирование процентных ставок по привлекаемым принципалом кредитам (облигационным займам);
• участие уполномоченного банка в финансировании проекта.
В рамках реализации государственной антикризисной программы с 2009 г. в российскую практику внедрен механизм предоставления государственных гарантий и функции агента Правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий РФ поручено исполнять Внешэкономбанку.
По состоянию на начало 2011 г. банк вел аналитический учет более 250 гарантий. В соответствии с Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации в 2011–2012 гг. продолжится предоставление указанных гарантий на суммы 373 млрд и 334 млрд руб. соответственно.
Предоставление государственных гарантий позволяет предприятиям оборонно-промышленного комплекса и предприятиям приоритетных отраслей экономики привлечь дополнительные кредитные ресурсы для финансирования текущей деятельности и развития производства. Реализация программы государственной гарантийной поддержки также позволяет предприятиям в условиях высоких процентных ставок снизить стоимость заемных ресурсов.
Основная нормативная база по предоставлению государственных гарантий включает в себя:
• постановление Правительства РФ от 05.03.2010 № 128 "О предоставлении в 2010–2011 годах государственных гарантий
Российской Федерации в валюте Российской Федерации по облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов";
• постановление Правительства РФ от 12.04.2010 № 223 "О предоставлении в 2010–2011 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Чеченской Республики, на реализацию инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики";
• постановление Правительства РФ от 14.12.2010 № 1016 "Об утверждении правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий РФ по кредитам или облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов".
В соответствии с данными документами отбору подлежат инвестиционные проекты, осуществляемые в рамках модернизации российской экономики, имеющие общегосударственное значение и направленные на создание новых и (или) реконструкцию существующих социальных, агропромышленных, промышленных, коммунальных и транспортных объектов и их последующую эксплуатацию, которые реализуются коммерческой организацией, специально созданной в целях реализации проекта.
Иными словами, в положении об отборе проектов подчеркивается, что их реализация должна быть осуществлена на принципах проектного финансирования. В частности, не менее 15% полной стоимости проекта финансируется принципалом за счет собственных средств. Общий объем государственной поддержки принципату по осуществляемому им проекту в различных формах нс должен превышать 75% полной стоимости проекта. Планируемый объем финансирования проекта за счет обеспеченных государственной гарантией РФ облигационных займов и (или) кредитов составляет не более 50% полной стоимости проекта.
Отбор проектов осуществляется следующими органами;
• межведомственной комиссией при Минэкономразвитии РФ – при стоимости проекта от 5 до 10 млрд руб.;
• правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции (по представлению межведомственной комиссией) при стоимости проекта свыше 10 млрд руб.
Применение механизма государственных гарантий сдерживается достаточно сложной и забюрократизированной процедурой принятия решения. Достаточно сказать, что финансовым консультантом компании-принципала может быть только компания, входящая в рейтинг 10 крупнейших финансовых консультантов таких международных агентств и печатных изданий, как Dealogic и Project Finance Magazine, и имеющая опыт организации сделок проектного финансирования с суммой кредита не менее 2,5 млрд руб. каждая.
Поэтому объем предоставленных государственных гарантий пока мал и их роль в развитии инвестиционных процессов в России невелика.