Государственное социальное обеспечение
Социально- обеспечительные отношения появляются задолго до введения обязательного социального страхования. Оказание помощи увечным, малоимущим, сиротам и иным категориям нуждающихся имеет тысячелетнюю историю. Главным субъектом-попечителем в то время являлось государство. Реализуя одну из своих внутренних функции, оно с различной степенью эффективности пыталось решать возникающие социальные проблемы, расходуя на указанные цели часть собственного бюджета.
И сегодня роль государственного социального обеспечения является чрезвычайно значимой. В силу причин
объективного характера распространение обязательного социального страхования па всех субъектов не представляется возможным. Часть лиц, претендующих на социальные выплаты, нс относится к числу трудоспособных и компенсация утраченного заработка в их отношении бессмысленна. Для некоторых категорий граждан вероятность реализации социальных рисков существенно выше по сравнению с остальными застрахованными лицами (например, военнослужащими). Последовательная реализация страховых принципов потребовала бы в таком случае установления более высокой платы за страхование – установление повышенного страхового тарифа. Так как в большинстве случаев работодателем (и плательщиком страховых взносов) выступает государство, последнее считает целесообразным использование иной модели исполнения собственных социальных обязательств.
В рамках государственного социального обеспечения осуществляется прямое финансирование за счет бюджетных средств выплат лицам, имеющим особые заслуги перед государством (например, ветераны Великой Отечественной войны). Аналогично решается вопрос в случаях, когда государство может рассматриваться как причинитель или сопричинитель вреда – социальное обеспечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, репрессированных граждан.
В ряде случаев решение об отнесении того или иного вида социального риска к страховым или нестраховым является субъективным и принимается по усмотрению законодателя. Так, социальное обеспечение безработных граждан, которое на сегодняшний день осуществляется в рамках государственного социального обеспечения, до 2001 г. имело статус страхового обеспечения. При этом законодательство, регулирующее отношения в сфере содействия занятости, в остальных вопросах принципиально не менялось. Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет средств бюджетов. В первом варианте это один из видов страхового обеспечения, во втором – государственное социальное обеспечение. Соотношение объемов финансирования за счет каждого из источников может меняться в зависимости от целого ряда факторов. Более того, законодатель вправе отдать предпочтение только одной из организационно-правовых форм.
Так как социальное обеспечение отнесено к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то расходные обязательства социальной направленности предусмотрены федеральным и региональными бюджетами.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по контракту и приравненных к ним по условиям пенсионного обеспечения категорий граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, ежегодно пересматривается и характеризуется более высоким уровнем предоставлений по сравнению с обязательным пенсионным страхованием.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые для ветеранов труда, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Логично предположить, что в зависимости от экономического положения субъекта РФ может варьироваться как перечень мер, так и их размер. С позиций социальной справедливости такая дифференциация вряд ли может быть признана обоснованной.
В последнее время получила широкое распространение практика передачи федеральных полномочий на уровень субъектов РФ, сопровождающаяся предоставлением субвенций.
Основания и виды государственного социального обеспечения достаточно разнообразны. В качестве первых могут выступать обстоятельства, как связанные с утратой заработка (дохода), так и противоположные, когда изменение материального положения не связано с утратой заработка, либо уровень материальной обеспеченности не является значимым.
Виды государственного социального обеспечения наряду с упоминавшимися пенсиями и пособиями могут включать натуральные предоставления – предметы первой необходимости, продукты питания, топливо и т.д., а также различные социальные услуги, целью оказания которых является оказание помощи в преодолении трудной жизненной ситуации.
Разнообразие субъектов получателей государственного социального обеспечения, их специфический правовой статус предполагает участие широкого круга обязанных субъектов. В их числе можно назвать органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, специальные подразделения правоохранительных органов.
Говоря о негосударственном социальном обеспечении, следует отметить его давние исторические традиции. Именно негосударственное социальное обеспечение на протяжении длительного исторического отрезка времени являлось если не доминирующим, то равнозначным государственному. Семейное, цеховое, религиозное обеспечение, благотворительность частных лиц успешно решали задачи помощи малоимущим категориям граждан.
Культивировавшиеся в советский период патерналистские идеи существенно изменили ментальность граждан и прервали преемственность в сфере частной благотворительности. Свойственные капиталистическому обществу ориентиры на максимальное участие самого гражданина в формировании достойной пенсии, участие в программах добровольного медицинского страхования приживаются в России достаточно медленно. Определенную роль в популяризации негосударственных форм социального обеспечения играет стремительно снижающееся качество бесплатных медицинских услуг, рост доходов российских граждан, рекламные проекты ПФР.
В рамках негосударственного социального обеспечения можно выделить наиболее значимые формы: негосударственное пенсионное обеспечение, дополнительное социальное страхование, благотворительность.
Развитие негосударственного пенсионного обеспечения неразрывно связано с деятельностью НПФ. Правовой основой их деятельности является Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", в соответствии с которым НПФ представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, осуществляющей деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Па основании заключенного с НПФ пенсионного договора у участника фонда возникает право на получение негосударственной пенсии, размер которой зависит исключительно от финансовых возможностей участника (вкладчика) фонда и избранной пенсионной схемы. Зачастую НПФ создавались в составе финансово-промышленных групп и были призваны одновременно решать задачи накопления денежных средств для выплаты корпоративной пенсии. В НПФ могут быть переданы средства, предназначенные для выплаты накопительной части трудовой пенсии. При наличии устойчивого роста доходов российских граждан данная форма будет стремительно развиваться.
Стремление получать качественную медицинскую помощь в более комфортных условиях является движущей силой добровольного медицинского страхования. Возможность его осуществления была закреплена на законодательном уровне в 1993 г. и за прошедшее время число застрахованных лиц выросло на порядок. Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен как самим гражданином, так и работодателем в пользу работника. Данное обстоятельство может рассматриваться как стимулирующий элемент корпоративной политики. Социальноответственные работодатели вправе к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли отнести суммы их платежей (взносов) по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации, в частности по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.
Благотворительная деятельность в нашей стране регламентируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-Φ3 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Осуществляемая в целях:
– социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
– оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
– содействия защите материнства, детства и отцовства;
– социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– благотворительность в полной мере выступает в качестве формы социального обеспечения.
Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
Для благотворительной деятельности характерна адресность, гибкий подход к основаниям предоставления обеспечения, оперативность. Видами социального обеспечения являются как денежные средства, так и натуральные предоставления – горячие обеды, одежда и обувь, медикаменты и т.п. В рамках благотворительных программ могут создаваться и финансироваться специализированные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, престарелых граждан, инвалидов.