Государственное регулирование и управление в сфере экономической деятельности
По мере развития рыночных отношений, достижения экономических свобод участниками хозяйственной деятельности все большая роль отводится государственному регулированию и управлению в сфере экономической деятельности. Это связано с тем, что стихийное развитие рынка порождает немало отрицательных социально-экономических нюансов, которые он сам преодолеть не в состоянии, и здесь требуется такой регулятор экономических отношений, как право, т.е. правовые предписания органов государственной власти о том, как действовать субъектам хозяйственных отношений в тех или иных случаях. Право обладает большой регулирующей силой – его нормы могут закреплять сложившиеся и объективно существующие экономические отношения и тем самым признавать их. Кроме того, при соответствующих условиях право может содействовать возникновению (образованию) новых экономических отношений и, наконец, оно влияет на экономические отношения путем поддержки и защиты существующих и возникающих новых экономических отношений.
Государство воздействует на участников экономической деятельности двумя основными методами регулирования: экономическим (косвенное регулирование) – квоты, налоги, цены, кредиты и пр., которые характеризуются опосредованным влиянием на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты, и административным (прямое регулирование) – регистрация, лицензирование, запрещение, принуждение и т.д., т.е. законотворческая деятельность. На федеральном уровне это выражается в принятии различных нормативных актов (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения, инструкции министерств и ведомств), на уровне субъектов РФ – нормативные правовые акты согласно их компетенции.
Главная задача государственного регулирования экономики – это создание необходимых условий для обеспечения ее нормального и эффективного функционирования и соблюдения баланса частных интересов государства и общества в целом. Для достижения этого, как отмечалось в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, необходимо реализовать правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства РФ, усиление государственного регулирования в экономике, принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года говорится, что укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики.
Управление экономикой со стороны государства осуществляют:
– Президент РФ (определяет направление внутренней и внешней политики государства);
– Правительство РФ (осуществляет оперативное управление всей народно-хозяйственной деятельностью и реализует внутреннюю и внешнюю политику государства);
– центральные (федеральные) органы управления – министерства, государственные комитеты, службы и пр.;
– органы исполнительной власти субъектов РФ – республиканские, областные, краевые (осуществляют свои полномочия в управлении экономикой в пределах предоставленной им Конституцией РФ и федеральными законами компетенции).
Как видим, государственное управление экономикой осуществляется государственным аппаратом, который и реализует все основные цели и задачи в области экономики. В чем же выражаются основные направления деятельности государственного аппарата по управлению экономикой? Они детально разработаны и перечислены в ранее упоминаемом документе – Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основными из них являются:
– прогнозирование экономического развития РФ и мировой экономики;
– планирование;
– формирование законодательства;
– оперативное управление собственностью;
– материально-техническое обеспечение;
– оказание финансовой поддержки;
– совершенствование системы государственного регионального управления;
– повышение конкурентоспособности российских отраслей промышленности;
– развитие рынка труда;
– информационное обеспечение;
– рост реальных денежных доходов населения и др.
Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции осуществляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Например, они осуществляют контроль ведения технического регулирования, сертификации, стандартизации, качества производимых товаров, работ и услуг. Нормативно-правовой основой такой деятельности являются Федеральные законы от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Так, Закон "О техническом регулировании" имеет большое социально-экономическое значение, поскольку он направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также к работам и услугам в интересах потребителя. Названный закон предусматривает повышение уровня правового регулирования в сфере экономической деятельности с учетом практики стран с развитой рыночной экономикой, требований международных экономических организаций, в том числе и ВТО. Данный закон устанавливает на высшем юридическом уровне и в соответствии с Конституцией РФ:
– порядок разработки, принятия, применения и исполнения общеобязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации;
– порядок осуществления тех же процедур к работам и услугам:
– систему нормативных и рекомендательных актов, закрепляющих соответствующие требования к регулируемым объектам;
– порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов;
– порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным или рекомендуемым требованиям;
– порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемым объектам и др.
Что касается Закона "Об обеспечении единства измерений", то он способствует дальнейшему социально-экономическому развитию страны, обеспечению безопасности граждан, общества и государства, повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ, услуг, научно-технического прогресса, необходимого для осуществления государственного контроля и оценки соответствия продукции установленным требованиям, создает основу для честной торговли на внутреннем и международном рынках. Нормы указанного закона устраняют пробелы в законодательстве в части правового регулирования проведения метрологической экспертизы; определяют формы государственного регулирования, применяемые в целях проверки соответствия проводимых измерений и применяемых средств измерений установленным метрологическим и техническим требованиям; учитывают документы Международной организации законодательной метрологии и положения Закона "О техническом регулировании". Реализация Закона "Об обеспечении единства измерений" позволяет устранить избыточное государственное регулирование в области обеспечения единства измерений и ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов; позволяет привести в соответствие нормативную правовую базу в области обеспечения единства измерений с международным законодательством в области метрологии.
Важное значение для дальнейшего совершенствования государственного регулирования в сфере коммерческой деятельности имеют Закон о защите прав потребителей и Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Удовлетворение постоянных потребностей населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и услуг. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики они нередко пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Подчас, к сожалению, значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда и опасной для здоровья и жизни людей. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей, заставляя предприятия выпускать доброкачественную продукцию. Одним из таких гарантов и является Закон о защите прав потребителей, регулирующий наиболее важные и принципиальные вопросы в отношениях, складывающихся между изготовителями, импортерами, продавцами товаров, исполнителями работ (услуг), уполномоченными изготовителем (продавцом) организациями или уполномоченными изготовителем (продавцом) индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями – с другой. Основной целью специального законодательства о защите прав потребителей является закрепление механизмов, позволяющих обеспечивать охрану фундаментальных прав граждан на потребительском рынке: право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, право на безопасность жизни и здоровья, право потребителей на достоверную информацию, право на государственную и общественную защиту прав потребителей.
В целях создания механизма правового регулирования деятельности торговых сетей и обеспечения единого отечественного экономического пространства был разработан и принят Закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", направленный на поддержку развития конкуренции в сфере торговли с учетом защиты интересов как продавцов с покупателями, так и товаропроизводителей, упрощение процедур доступа на рынок представителей малого и среднего предпринимательства, создание правовых основ для развития современных форм торговли и цивилизованной практики ее ведения.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, его стратегической задачей является создание условий, позволяющих:
– обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере торговой деятельности;
– исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;
– ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;
– определить роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;
– обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;
– закрепить исчерпывающий перечень методов государственного регулирования в области торговой деятельности, а также ряд других целей и задач, способствующих совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
Важную роль в регулировании государством сферы экономической деятельности играют принципы, т.е. руководящие положения конституционного, гражданского, предпринимательского, коммерческого права, – их основные начала. Они включены в общий смысл самих норм конкретного нрава и, как правило, имеют "общеобязательное значение". В судебной практике при разрешении споров как при толковании гражданского законодательства, так и при оценке поведения субъектов спора, при отсутствии конкретной нормы права, судом в основу решения может быть положен тот или иной принцип права.
Так, Арбитражный суд Ивановской области (решение от 29.07.2004 № 27/9) ошибочно квалифицировал спорную ситуацию как пробел в законодательстве. Музей-заповедник обратился в суд с заявлением о переводе на него прав покупателя на объект недвижимости (памятник истории и культуры) в связи с наличием у него права преимущественной покупки. При определении срока исковой давности суд применил по аналогии установленный в п. 3 ст. 250 ГК РФ трехмесячный срок и на основании пропуска срока защитой в удовлетворении заявленного требования отказал. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, также посчитал, что имеет место пробел в законодательстве, и мотивировал свой вывод о трехлетием сроке исковой давности ссылкой на ст. 6 ГК РФ.
В правовом регулировании экономической (в том числе и предпринимательской) деятельности можно выделить следующие основные принципы.
Принцип свободы экономической (предпринимательской) деятельности. Он закреплен в Конституции РФ, ст. 8, 34, 35 и др. В силу этих статей каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данный принцип получил дальнейшее развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Так, например, согласно ст. 1 и 421 ГК РФ как физические, так и юридические лица – субъекты коммерческого права пользуются правом свободы заключения договора, т.е. стороны могут заключить любой договор при любых условиях, если они не противоречат нормам закона.
Однако эта свобода может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, свобода предпринимательской деятельности ограничивается лицензированием отдельных ее видов.
Принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Данный принцип закреплен ст. 8, 9, 34 и 35 Конституции РФ. 'Гак, в ст. 8 Конституции РФ указано, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Исходя из этого принципа законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в частной, государственной или муниципальной собственности.
Согласно Конституции РФ и ст. 16 и 235 ГК РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а в случае отчуждения имущества для государственных нужд должно быть произведено равноценное возмещение.
Принцип государственного регулирования экономической деятельности. Как известно, рыночная экономика может эффективно развиваться и выполнять свои функции только при государственном регулировании. Поэтому ее регулирование осуществляется в любом государстве. Отличия проявляются только в формах и методах регулирования, зависящих от уровня социального и экономического развития, традиций и национальных особенностей, политических условий и других факторов.
Конституция РФ относит такое регулирование к исключительным полномочиям федеральных органов власти. Суть государственного регулирования экономики и предпринимательства выражается в установлении единых правовых основ рынка, определении основ ценовой политики. В ведении государства находятся федеральные экономические, таможенные службы, федеральные банки. Государство, осуществляя регулирование экономики, проводит лицензирование и квотирование, стандартизацию и сертификацию продукции и др.
Основной целью государственного регулирования является проблема достижения баланса частных интересов субъектов экономической деятельности и публичных интересов государства и общества.
Принцип законности. Претворение данного принципа в жизнь есть непременное условие создания основы построения правового государства. Принцип законности следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, сама экономическая деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных актов, ни один из субъектов экономической деятельности не вправе их нарушать; во-вторых, государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия. "Запрещено все, что не разрешено законом" – основополагающий принцип осуществления функций органами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, вытекающий из принципа законности. Государственные органы обязаны обеспечивать законность принимаемых нормативных актов и актов применения права. Статья 13 ГК РФ предусматривает право граждан и юридических лиц на обращение в суд с требованием о признании акта государственного органа недействительным, если он не соответствует закону, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы. Законность – это строгое соблюдение и исполнение законов всеми государственными органами и их должностными лицами, организациями и их служащими, юридическими лицами и гражданами.
Принцип единого экономического пространства. Статьи 8 и 74 Конституции РФ гарантируют "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории нашей страны. Согласно этому принципу на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов РФ, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе. Этот принцип особенно актуален для хозяйствующих субъектов при реализации их продукции.
Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности. Как известно, конкуренция, является одним из основных условий функционирования рыночной экономики. Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, работ и услуг в целях достижения лучших результатов своей коммерческой деятельности. В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация и централизация производства и капитала, ведущие к образованию монополий и захвату ими рыночной власти. Чтобы не допустить этого, для поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности государство вынуждено разрабатывать антимонопольное законодательство, контролировать монополистов и пресекать их незаконную деятельность.
Данный принцип нашел закрепление в ст. 34 Конституции РФ и Законе о защите конкуренции. В положениях названных актов говорится о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Государство является гарантом сохранения и упрочения конкурентных начал рынка как основного регулирующего механизма, ограничения и пресечения монополизма в любых его проявлениях. Соблюдение данного принципа – необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.
Как видим, все приведенные принципы являются общими правовыми принципами, на которых основывается вся экономическая и предпринимательская деятельность.