Выводы

1. Основой фискальной системы (системы государственных финансов) служат государственный бюджет и налоги. Поэтому фискальную систему по-другому называют налогово-бюджетной и рассматривают как состоящую, в свою очередь, из двух тесно связанных систем – налоговой и бюджетной.

2. Функции бюджета могут быть сведены к следующим – финансовое обеспечен неэкономической политики; финансовое обеспечение социальной политики; финансовое обеспечение остальной, прежде всего институционально-правовой, деятельности государства (правоохранительной деятельности, внешней политики, обороны и др.).

3. В статистике совокупность местных, региональных и федерального бюджетов называется консолидированным бюджетом, а с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов – бюджетом расширенного правительства, или, как называют его в российской статистике – консолидированным бюджетом РФ и государственных внебюджетных фондов. В остальных случаях, когда речь идет не о статистике, совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов называют бюджетной системой, а в экономико-теоретическом смысле бюджетная система охватывает также все отношения внутри этой системы. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению, а также исполнению, учету и контролю бюджетов всех уровней называется бюджетным процессом.

4. Отношения между бюджетами разных уровней называют межбюджетными отношениями (в странах федеративного устройства их часто называют бюджетным федерализмом). Основа бюджетного федерализма – это разделение ответственности (предметов ведения) между бюджетами и финансовая автономность всех уровней бюджета, прежде всего через закрепление за ними собственных налогов. Однако автономность бюджетов разных уровней редко достигается полностью. Это происходит из-за того, что соблюсти на практике принцип "один налог – один бюджет" не удается, главным образом из-за недостаточной величины собираемых налогов в большинстве муниципальных образований и регионов.

5. Доходы российского бюджета зависят прежде всего от экспортных доходов страны. При этом основную часть налоговых поступлений от внешнеэкономического сектора составляют различные платежи в бюджет от компаний нефтегазового сектора и поэтому в российском бюджете Минфин России выделяет нефтегазовые доходы. В расходах российского бюджета преобладают ассигнования на социальные цели.

6. На рубеже десятилетий Россия перешла от профицита бюджета к его дефициту, что имеет как отрицательное, так и положительное значение. В результате небольшой государственный долг стал расти. Однако экономическая теория пока не дает рекомендаций о предельных размерах дефицита бюджета и государственного долга потому, что хотя размеры государственного долга имеют большое значение, не менее важна репутация государства как заемщика, а также временна́я структура долга.

7. В экономической теории иод налогами понимают обязательные платежи экономических агентов государству как в форме налога, т.е. безвозмездного платежа государству, так и в форме сбора, т.е. обязательного взноса за получение от государства прав и разрешений. Налоги взимаются с доходов и имущества, товаров и услуг. Установленная законом характеристика объекта налогообложения называется налоговой базой, а величина налоговых начислений на каждую единицу измерения налоговой базы – налоговой ставкой. Совокупность взимаемых в стране налогов, правил их уплаты и налоговых органов называется налоговой системой.

8. По методу взимания налоги делятся на прямые (налоги на доходы и имущество налогоплательщика) и косвенные (налоги на товары и услуги, по характеру ставок налоги делятся на регрессивные, пропорциональные, прогрессивные, а по объекту ведения – на местные, региональные и федеральные. Налоги выполняют следующие основные функции – фискальную (финансирование бюджета), социальную (поддержание социальной стабильности путем сглаживания неравенства в доходах), экономическую (через государственное регулирование экономики.

9. Неоклассическое направление развивает идею, что снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздействием на производство, и хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объема бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер, потому что последующий рост ВВП приведет к росту доходов бюджета даже при сократившихся налоговых ставках. Подобную идею разделяет и неолиберальное направление. Кейнс, выдвигая идею важности регулирующей роли государства и, соответственно, большого бюджета, фактически выступал за ощутимые налоги, однако преимущественно прогрессивные, с тем чтобы они одновременно играли роль встроенных стабилизаторов. Неокейнсианская теория налогообложения рассматривает налоги на потребление (т.е. на товары и услуги) как стимулирующие сбережения домохозяйств, а также как один из источников финансирования государственных инвестиций.

10. Недискреционная фискальная политика фактически является автоматической фискальной политикой из-за опоры преимущественно на встроенные стабилизаторы, которые автоматически ослабляют воздействие на бюджет колебаний экономической активности. Главными автоматическими стабилизаторами являются социальные трансферты и прогрессивные налоги на доходы. Дискреционная фискальная политика является более гибкой фискальной политикой потому, что она добавляет к автоматическому регулированию доходов и расходов бюджета еще и их сознательное государственное регулирование.

11. При проведении налогово-бюджетной политики выбор ее инструментов традиционно сводится к выбору между налогами и госрасходами. Проблема состоит в том, что каждый из этих инструментов имеет свои достоинства и недостатки. Снижение налогов провести сравнительно нетрудно, потому что экономические агенты относятся к этому благосклонно, но опасность состоит в том, что могут возникнуть проблемы с налоговыми поступлениями в бюджет. Налоги обычно трудно повысить, по крайней мере, те из них, которые задевают сразу многих налогоплательщиков, и поэтому правительству требуются очень весомые аргументы для этого. Рост государственных расходов пропорционально росту налогов, как показывает теорема Хаавельмо, может вести к росту совокупного спроса. Однако даже в этом случае возникает эффект вытеснения, а если расходы бюджета растут быстрее налоговых поступлений, то в дополнение к эффекту вытеснения начинает расти государственный долг.

12. Использование того или иного инструмента зависит также от того, к какому направлению экономической теории тяготеет правительство. Во время спада неокейнсианцы будут прежде всего наращивать госрасходы, а неолибералы – сокращать налоги. В условиях подъема неокейнсианцы будут повышать налоги, а неолибералы – сокращать государственные расходы.

Термины и понятия

Фискальная система

Бюджет

Концепция ежегодно сбалансированного бюджета

Концепция циклического балансирования бюджета

Функциональные финансы

Консолидированный бюджет

Бюджет расширенного правительства

Бюджетная система

Бюджетный процесс

Межбюджетные отношения (бюджетный федерализм)

Федеральный мандат

Первичный бюджет

Первичный дефицит/профицит

Структурный бюджет

Структурный дефицит/профицит

Общий бюджет

Эффект фискального вытеснения Секвестр

Бюджетное правило

Государственный долг

Теорема эквивалентности Рикардо – Барро

Теория компенсирующегося бюджета

Управление госдолгом

Обслуживание долга

Долговой навес

Реструктуризация долга

Дефолт

Налоги

Налоговая база

Налоговая ставка

Налоговая система

Прямые налоги

Косвенные налоги

Регрессивные налоги

Пропорциональные налоги

Прогрессивные налоги

Налоговый агент

Налоговое бремя (налоговая нагрузка)

Эффективная налоговая ставка

Номинальная налоговая ставка

Налоговое планирование (налоговая оптимизация)

Кривая Лаффера

Теорема Хаавельмо

Финансовая политика