Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы

Объектом государственного регулирования здесь выступают многочисленные и разнообразные процессы: 1) формирования минимальных доходов и уровня жизни населения, а также социального обслуживания некоторых категорий населения; 2) становления рынка рабочей силы, установления и поддержания партнерских отношений работников с работодателями, регулирования занятости и безработицы, социально-демографических и миграционных процессов; 3) обеспечения должных социально-трудовых условий и гарантий труда работников и его охраны. Все эти социально-экономические процессы и опосредующие их организационные отношения настолько важны и значимы для нормальной жизнедеятельности и прогрессивного развития общества и государства, что объективно требуется непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы, своевременное выявление происходящих там изменений и оперативное предупреждение негативных тенденций, ведущих к развитию очагов социальной напряженности. Для этого по решению Правительства РФ проводится постоянный всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, который представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа, происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.

Для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации государство устанавливает потребительскую корзину – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а на ее основе определяет прожиточный минимум – стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-Φ3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается: для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета, а также других установленных федеральным законом целей.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций Правительства РФ, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом, а в субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Действующее законодательство предусматривает также определенные формы социальной помощи и для некоторых категорий населения, например, для граждан пожилого возраста и инвалидов, устанавливает государственные стандарты социального обслуживания, которые утверждаются Правительством РФ.

Важное значение имеет государственное регулирование, направленное на организацию согласования социально-экономических интересов работников и работодателей, установление и поддержание партнерских отношений работников с работодателями. Институт социального партнерства как система отношений по обеспечению согласования интересов работников и работодателей полное, развернутое и комплексное развитие получил в ТК РФ, в котором имеется специальный разд. II "Социальное партнерство", состоящий из семи глав, включающих в себя 32 статьи (ст. 23–55).

Немаловажная роль в организации отношений социального партнерства работников и работодателей на федеральном уровне принадлежит Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая действует в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан России на труд и социальную защиту от безработицы, закреплены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с которым в России создана Федеральная служба по труду и занятости населения с четко очерченными задачами, функциями и полномочиями.

В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" было вновь образовано Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России), на которое, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, возложено осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико- социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Введении Минтруда России находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), организованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324, утвердившего Положение об этой службе, и на которую возложено осуществление функций по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан.

Роструд в лице государственных инспекторов по труду и их заместителей уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44, ч. 2 ст. 5.27, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.