Государственное регулирование молодежной политики

Государственная молодежная политика определяется как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, выражающая в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

На основании постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409 федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей, является Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), находящееся в ведении Минобрнауки России. Осуществляя полномочия в установленной сфере деятельности, Росмолодежь организует реализацию мер государственной молодежной политики; по запросам молодежных и детских объединений организует подготовку и переподготовку кадров для этих объединений; осуществляет меры государственной поддержки молодежных и детских объединений по результатам конкурса проектов (программ) указанных объединений; формирует Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Основополагающей задачей государственной политики в соответствии с концепцией Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 1433-р, является создание условий для роста благосостояния населения РФ, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть решена с помощью комплексной программы.

Важно отметить и то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире.

Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) согласно постановлению Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

Минспорт России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Минспорт России, осуществляя возложенные полномочия, может вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства, а также самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты: о перечне видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений; о порядке разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта; об общих требованиях к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта; о Единой всероссийской спортивной классификации и положение о ней; положения о спортивных судьях, о присвоении почетных спортивных званий; о порядке проведения допинг-контроля; общероссийские антидопинговые правила; типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта, а также множество иных полномочий.

Минспорт России определяет порядок использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в своих наименованиях слова "олимпийский" или образованных на его основе слов и словосочетаний; федеральные стандарты спортивной подготовки; порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку; порядок осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки; а также иные нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Главным направлением деятельности Минспорта России является реализация программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации; осуществление мероприятия по организации и проведению всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовку к таким спортивным соревнованиям; организация проведение физкультурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе; участие в организации и проведении межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий; проведение мероприятия по подготовке спортивных сборных команд РФ к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и участию в таких соревнованиях; проведение мероприятия по организации на территории РФ Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы и иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями; осуществляет материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, а также научно-методическое и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд РФ за счет средств федерального бюджета; ежегодное утверждение списков и кандидатов в спортивные сборные команды РФ по видам спорта, формируемых общероссийскими спортивными федерациями; проведение мероприятия по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ.